Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Неполные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения.
Планируемые результаты: знание признаков неполного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять неполные предложения и использовать их в речи, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 207, 209 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Упр. 211 — подготовленный диктант, выполнение задания.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 115, 116).)
2. Слово учителя с элементами беседы
— Восстановим текст диалога (с. 115—116) — создадим полные предложения.
— Я завтра уезжаю.
— Куда вы завтра уезжаете?
— Завтра я уезжаю в Смоленск.
— Зачем вы завтра уезжаете в Смоленск?
Трудно представить подобный диалог. В живой разговорной речи полные ответы не употребляются, а применяются неполные предложения, т. е. такие, в которых пропущен один или несколько членов предложения (главных или второстепенных).
— Вы меня поняли?
— Поняли.
Неполные предложения употребляются, прежде всего, в диалогах, а также во второй части сложных предложений.
У брата глаза карие, а у меня зелёные. Он учится в первую смену, а я во вторую.
Вторая часть обоих предложений неполная, но она легко восстанавливается из контекста. Для понимания сообщения таких предложений достаточно. Запишем эти предложения на доске и в тетрадях.
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Пропуск членов предложения при произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.
Обратим внимание на то, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нём зависимых от этого члена слов. Например:
Он учится в первую смену, а я во вторую.
В этом сложном предложении сохраняются слова во вторую, зависящие от пропущенного смену, которое, в свою очередь, зависит от пропущенного сказуемого учусь. Вторая часть — неполное двусоставное предложение. Восстановим пропущенные члены.
Он учится в первую смену, а я учусь во вторую смену.
В речевой ситуации для понимания сообщения вполне достаточно первого, неполного варианта.
Таким образом, неполное предложение — вариант полного.
— Может быть, односоставные предложения тоже относятся к неполным? Ведь в них только один главный член предложения.
(Обсуждение.)
Вывод: структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, подставить подлежащее в определённо-личное или неопределённо-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
3. Практическое задание
— Придумайте диалоги, где на первом месте будут стоять односоставные предложения.
(Работа в парах.)
Варианты диалогов
— Вам сообщили о моём приезде? (Полное односоставное.)
— Сообщили. (Неполное односоставное.)
— Скоро ли наконец потеплеет? (Полное односоставное.)
— Скоро. (Неполное односоставное.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 213 — устное выполнение.
2. Упр. 214 — комментированное письмо.
2. Работа с текстами
(Работа в группах.)
— Найдите в текстах учебников (по литературе, истории, географии и др.) неполные предложения, запишите их с небольшим контекстом.
(Группы выбирают учебники, по которым будут работать, после подготовки представители групп выступают с сообщениями.)
V. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются неполными?
— В каких случаях употребляются неполные предложения?
— Могут ли быть неполными двусоставные предложения? А односоставные?
— Как отличить односоставные предложения от неполных?
Домашнее задание
1. Изучить § 37, 38.
2. Упр. 215, 216.
3. Повторить § 30—35.
4. Контрольные вопросы и задания (с. 118, 119).