Назывные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Назывные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о назывных предложениях; формировать умения находить главный член и определять способы его выражения, определять роль назывных предложений в художественной литературе; развивать речевую культуру; воспитывать любовь к предмету.

Планируемые результаты: знание особенностей назывного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член назывного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Просклоняйте существительные иней, знание. Объясните разницу в их склонении. Составьте предложения, в которых эти слова были бы подлежащими.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 173 — чтение распространённых предложений.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения назывных предложений (с. 100, 101).)

2. Работа с текстом

— Обратимся к пейзажу, изображённому К. Д. Бальмонтом в стихотворении с тёплым названием “Родное”.

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка — страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошёл в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

(Учитель открывает записанное на доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради.)

— Выделите грамматические основы предложений.

— Чем выражен главный член в большинстве предложений? (Существительным в именительном падеже.)

— Какое значение придают стихотворению главные члены, выраженные существительными в именительном падеже? (Примерный ответ. В стихотворении практически нет действия. Главные члены, выраженные существительными в именительном падеже, передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его “безглагольность” противопоставлена в стихотворении целому миру, мельканью дней.)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 174 — выразительное чтение, устное выполнение, пунктуационный разбор предложения.

2. Упр. 175 — комментированное письмо, обсуждение вопросов и заданий, грамматические разборы на доске.

3. Упр. 176, 177 — устное выполнение, морфемный разбор на доске.

4. Упр. 180 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

5. Упр. 181 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 102).

— Составьте с этими словами словосочетания.

VI. Подведение итогов урока

— Какие предложения называются назывными?

— Какое время выражают назывные предложения?

— Где и с какой целью употребляются назывные предложения?

Домашнее задание

1. § 31.

2. Упр. 178, 179, 182 (по выбору), 183 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]