Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: закреплять знания о второстепенных членах предложения; формировать умение находить в предложении второстепенные члены; расширять представление о дополнении, способах его выражения; учить распознавать прямое и косвенное дополнения; совершенствовать навыки устной речи; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: понимание роли второстепенных членов в предложении; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать прямое дополнение от косвенного, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

После изучения главных членов предложения логично обратиться к второстепенным членам. Как вы могли заметить, знакомые термины, известные, казалось бы, темы открывают всё новые факты, ставят новые вопросы. Прежде чем заняться изучением нового материала, повторим пройденное.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 71, 72).)

3. Слово учителя

Как определить, какой из второстепенных членов перед нами? Разберём конкретный пример.

Электронная почта моментально доставила сообщение.

Второстепенные члены определяются по вопросам. Как правильно задать вопрос? Вопрос не должен повисать в воздухе. Нельзя задавать вопросы так: что? — сообщение. Иначе в данном случае слово сообщение можно принять за подлежащее, перепутав именительный и винительный падежи. Только один главный член предложения независим — подлежащее. От него ставится вопрос к сказуемому. Остальные члены предложения определяются в составе словосочетаний.

Итак, выделим грамматическую основу: почта доставила. Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная — определение, доставила (что?) сообщение — дополнение, доставила (как?) моментально — обстоятельство.

4. Разбор примеров

1) Рысь посадили в клетку.

2) Ткань в клетку называют шотландкой.

(Ученики ставят вопросы, определяют второстепенные члены этих предложений. Учитель направляет процесс и комментирует ответы.)

Комментарии

1) Выделим грамматическую основу. Прежде всего заметим, что в первом предложении нет подлежащего, основа состоит из одного сказуемого посадили. От слова рысь нельзя задать вопрос к глаголу-сказуемому, эти слова связаны по-другому: главное слово — глагол. Посадили (кого?) рысь — дополнение, посадили (куда?) в клетку — обстоятельство.

2) Грамматическая основа тоже без подлежащего — называют. Называют (что?) ткань — дополнение, ткань (какую?) в клетку — определение, называют (как?) шотландкой — дополнение.

Нельзя задать вопрос ткань (во что?), а тем более ткань (куда?). Следовательно, грамматическое значение второстепенного члена проявляется в словосочетании.

Если бы у нас было отдельное существительное с предлогом в клетку, мы могли бы только догадываться, какой вопрос надо поставить. Без контекста, т. е. без окружения, хотя бы минимального, в составе словосочетания, определить роль слова в предложении, да и его лексическое значение, невозможно.

5. Знакомство со способами выражения дополнения

Начнём подробно рассматривать второстепенные члены предложения именно с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые означают признаки. Дополнение же обычно обозначает предмет. Чаще всего оно зависит от сказуемого, реже — от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.

Вспомним пары примеров, которые мы рассматривали в теме “Порядок слов в предложении”.

“Москвич” обогнал “Ниву”.

“Ниву” обогнал “Москвич”.

Эти предложения различаются только порядком слов, причём одинаковых слов. Сомнений нет, что в обоих предложениях “Москвич” — подлежащее, “Ниву” — дополнение. Возьмём похожий случай.

“Москвич” обогнал “Фольксваген”.

“Фольксваген” обогнал “Москвич”.

Порядок слов подсказывает, что подлежащее в обоих случаях находится на первом месте. Но при определённой интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Точно определить, кто кого обогнал, мы можем, только наблюдая происходящее, наблюдая конкретную ситуацию.

Другой сходный пример.

Тополь перерос клён.

Клён перерос тополь.

Какое дерево оказалось выше? Если мы не видим картинку, мы не можем этого определить, оба варианта возможны.

Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу. Снова вспомним примеры предложений, которые рассматривали ранее.

Солнце заслонило облако.

Облако заслонило солнце.

Понятно, что по смыслу подлежащим может быть только слово облако, на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

Итак, если дополнение выражено формой винительного падежа существительного, совпадающего с формой именительного падежа, мы должны исходить из конкретной ситуации, из смысла предложения, формальный подход допускает два варианта: подлежащее и дополнение могут меняться ролями.

Посмотрим, возможно ли выражение дополнений другими частями речи.

6. Практическое задание

— Придумайте примеры выражения дополнения разными частями речи.

(После обсуждения лучшие примеры ученики записывают в тетрадях.)

Ты опять за старое (прилагательное)!

Восемь не делится на пять без остатка (числительное).

Проводник попросил провожающих выйти из вагона (причастие).

Интересно, кто пел о “прекрасном далёко” в фильме “Приключения Электроника” (наречие)?

Врач посоветовал мне больше гулять (инфинитив).

Собака отлично поняла моё “фу!”, но всё-таки колбасы не выпустила (междометие).

На льду мы увидели нескольких рыбаков (неделимое словосочетание).

Вывод: кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределённой формой глагола, междометием, а также неделимым словосочетанием.

7. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 72, 73).)

III. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 121 — обсуждение заданий, комментированное письмо.

2. Упр. 124 — устное выполнение.

3. Упр. 122 — самостоятельное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 73).

— Составьте с этими словами словосочетания.

IV. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся второстепенные члены предложения?

— Какими способами соединяются второстепенные члены предложения с другими членами предложения?

— На что могут указывать второстепенные члены предложения?

— Чем прямые дополнения отличаются от косвенных?

Домашнее задание

1. § 23, 24.

2. Упр. 123 (устно), 126.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Просклоняйте словосочетания с числительными.

Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 123 — рассказы об И. Д. Сытине.

2. Упр. 126 — чтение и обсуждение составленных предложений.

IV. Работа по теме урока

Разъяснение трудных случаев выражения дополнений

1. Случаи, когда дополнение выражается инфинитивом. Вспомним, что инфинитив может выступать и как часть сказуемого. Как же различить роли инфинитива?

— Распространите глаголы, записанные на доске, инфинитивами, т. е. образуйте словосочетания, в которых инфинитивы будут зависимыми словами.

Советовать, рекомендовать, просить, умолять, приказать, уговорить, предложить. (Советовал заниматься, рекомендовали напечатать, просит уйти, умоляла оставить, приказал встать, уговоришь рассказать, предложил прочитать.)

— Составьте предложения с этими словосочетаниями.

— Чьё действие обозначают глаголы в личной форме? (Подлежащего.)

— Чьё действие обозначают глаголы в неопределённой форме? (Лица, независимого от подлежащего.)

— В какой роли выступают в этих предложениях инфинитивы? (В роли дополнений.)

— Определите роль глагола-инфинитива в следующих предложениях.

Я начал заниматься по-настоящему только сейчас.

Наша команда продолжает упорно тренироваться.

(Часть составного глагольного сказуемого.)

— Чьё действие обозначают глаголы в личной форме и в форме инфинитива? (Действие одного и того же лица — подлежащего.)

Вывод: инфинитив-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц, а инфинитив-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица. Кроме того, инфинитив-дополнение зависит от сказуемых со значением волеизъявления.

2. Прямое и косвенное дополнения.

Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога и зависит от переходного глагола-сказуемого: делаю (что?) уроки, смотрю (что?) фильм, читаю (что?) письмо.

Форма винительного падежа в некоторых случаях может заменяться формой родительного падежа для выражения части от некоего целого: съел (что?) картошку (всю) — съел (чего?) картошки (часть); выпил (что?) молоко (всё) — выпил (чего?) молока (часть) и т. д.

Форма родительного падежа появляется у прямого дополнения и в тех случаях, когда переходный глагол употребляется с отрицанием не: не видел фильма, не нашёл тетради, не закрывай окна.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 125 — устное выполнение.

2. Упр. 127 — комментированное письмо.

Комментарии

Обратим внимание на особенности употребления прямого дополнения при сказуемом с отрицанием.

Он не читает газет и не смотрит телевизора.

3. Упр. 128 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

4. Упр. 129 — устное выполнение.

5. Упр. 130 — предупреждение речевых ошибок, запись отредактированных предложений.

Комментарии

Отредактированные предложения

1) Знакомые очень рады нашим успехам. 2) Мне в голову пришла удачная мысль. 3) Жители были разбужены страшным грохотом. 4) В сочинении точно описано дальнейшее развитие сюжета. 5) Вот это мы и покажем в следующем телесюжете. 6) Футболистам не пришлось доказывать свою правоту. 7) На семинаре указали на недостатки в работе тренера. 8) Новый роман написан в несвойственном писателю стиле. 9) Нужно больше уделять внимания здоровью детей.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 75, 77).

— Составьте с этими словами словосочетания.

VI. Подведение итогов урока

— Какими частями речи могут быть выражены дополнения?

— В чём особенности прямого дополнения?

— Как отличить инфинитив-дополнение от инфинитива-сказуемого?

— В каких случаях порядок слов в предложении играет смыслоразличительную роль?

Домашнее задание

1. § 23, 24.

2. Упр. 131, 132.






Для любых предложений по сайту: [email protected]