Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Текст как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Планируемые результаты: умения выразительно читать текст, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; владение элементами анализа текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Что изучает синтаксис?
— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
1. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова “Ночь на родине”.
2. Упр. 40 — обсуждение заданий.
Комментарии
Примеры многозначных слов: высокий, глубокая, спокойные, редок, трогает, светлая.
III. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о тексте
— Что такое текст?
— Какие свойства присущи тексту?
— Что такое тема текста?
— Что называется основной мыслью текста?
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 28).)
3. Слово учителя
Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема — это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль — это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной к параллельной связью.
Средства связи:
• лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);
• морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
• синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм (например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол); парцелляция — когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
4. Работа по учебнику
(Упр. 41 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.)
Комментарии
В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не “Молчалины господствуют на свете!”, а “Молчалины блаженствуют на свете!”.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 42 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Комментарии
Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением “Так родился очерк ’’Пушкин и Пугачёв””, третий начинается предложением “А если поступить иначе...”.
Дополнительные вопросы
— К какому стилю относится текст? (К публицистическому.)
— Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение.)
2. Упр. 43 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Комментарии
Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
3. Упр. 44, 45 — обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические разборы на доске.
Комментарии
Основная мысль текста: “...разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов”.
4. Упр. 46 — устное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 29).
— Составьте с этими словами предложения.
V. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
— Как связаны тема текста и его основная мысль?
— В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
Домашнее задание
1. § 7.
2. Упр. 47, 48.