Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Обращение и знаки препинания при нем (продолжение) - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
Цель урока: углубить представление об обращении и его роли в предложении, в поэтической речи; развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, реализация межпредметных связей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Состав слова.
— Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания: 1) докрасна, 2) подыскивая, 3) подберезовик, 4) находка, 5) исходящий?
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы:
— Что называется обращением?
— Какую форму имеет обращение?
— Чем выражается обращение?
— С какой интонацией произносится обращение?
— Каковы функции обращений?
— В чем особенность употребления обращений в поэтической речи?
— Какое место в предложении занимает обращение?
— Как выделяется обращение в предложении?
— Как называются знаки при обращении?
2. Упр. 358.
Устные ответы «по цепочке». Все предложения взяты из стихотворений, обращение выполняет функцию олицетворения.
III. Закрепление темы «Обращение»
1. Объяснительный диктант: запись предложений под диктовку, объяснение знаков препинания, роли обращений:
1) Отъезжающие, займите места в вагоне!
2) Мерзни, мерзни, волчий хвост!
3) Сыпь ты, черемуха, снегом!
4) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
5) Вася, голубчик, куда же ты спрятался?
6) Отколе, умная, бредешь ты, голова?
7) Граждане! Все на выборы!
8) Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска.
9) Чего тебе надобно, старче?
Остановимся подробнее на последнем примере. Что значит слово «старче»? (Старик.) Почему Пушкин употребил такую странную форму слова?
Учитель пояснит, что раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой, звательный падеж. «Старче» и есть форма звательного падежа. Другие примеры следов звательного падежа в современной речи: «други» (вместо «друзья»), «Отче наш» («отец»). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа — сокращенная форма слова: «мам», «Тань», «бабуль», «Дим» и т. д. Она применима только в разговорной речи.
2. Обращения в поэтической речи (межпредметные связи).
Упр.: 359—устно.
Комментарий учителя
Тип односоставных предложений — назывные.
Обращения придают стихотворению А. К. Толстого торжественность, возвышенный пафос, это подчеркивается и восклицательной интонацией обращений. Односоставные назывные предложения составляют остальной текст стихотворения. Их роль заключается в создании образа вечности, постоянства, неизменности, широты (поле, небо, степь), воли, раздолья и в то же время движения (бег, ветер). Эти предложения передают и простор, и звуки (крик орлиных стай, волчий голос, свист полночный соловья), содержат символические образы (конь, орел, волк, соловей). Так в небольшом по объему стихотворении лаконично, но полно и объемно дана картина родины.
Отметим примеры в поэтической речи размытости границ между назывными предложениями, в которых основа выражается именительным падежом существительного, и обращениями. Например, фраза «Край ты мой, родимый край...» может вызвать двойное толкование. Всё же первая строка — обращения, следующие три строки — назывные предложения.
3. Речевой этикет.
Упр. 360 — комментированное письмо.
Домашнее задание.
§ 32, упр. 361.