Обобщение по теме «Односоставные предложения» - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - ПОДЛЕЖАЩИМ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Обобщение по теме «Односоставные предложения» - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - ПОДЛЕЖАЩИМ

Цель урока: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников.

Методические приемы: самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, диктант с грамматическим заданием.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Назовите типы односоставных предложений в стихах А. А. Фета. (Стихи записаны на доске.)

1) Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

2) Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

3) Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Рид волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(Ответы: 1) определенно-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)


II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упр. 245. Грамматические основы и вид односоставных предложений называем «по цепочке», схемы предложений выполняют на доске 2-3 человека.


III. Закрепление темы «Односоставные предложения»

1. Выполнение упражнений.

Устно выполняем упр. 247: определяем типы односоставных предложений («по цепочке»).

2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Письменно выполняем упр. 246.

3. Обобщение темы «Односоставные предложения».

Самостоятельная работа со схемой упр. 248 с последующей проверкой в классе. Ученики должны дать развернутые связные ответы на вопросы упражнения. Схему с примерами выполнить в тетрадях.

4. Диктант.

Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов — тайфуны и ураганы. Названия им дают в зависимости от района возникновения.

В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана их называют ураганами, в западной части Тихого океана — тайфунами, а в Индийском океане — штормами или циклонами. Представьте пятиэтажный дом. Такова высота волны, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном, обрушившимся на страны Юго-Восточной Азии, смыло не только постройки, но и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.

Грамматическое задание: отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.


IV. Подготовка к изложению

Чтение текста и ответы на вопросы упр. 249.

Комментарии:

1. Тип речи — повествование.

2. Стиль — художественный, жанр — рассказ.

3. Автор использовал следующие изобразительные средства:

— эпитеты (легкое прикосновение, ласково глядит, невинный взгляд, намертво вцепился, утробное урчание);

— метафоры (глаза горят);

— сравнения (замурлыкал, словно в губную гармошку заиграл);

— уменьшительные суффиксы (мордочка, рыбешка);

— выразительные глаголы из просторечной лексики (пшел, рявкнул, шмыгнул, чуть не загремел);

— звукопись — аллитерация на «р» (раздалось утробное урчание и хруст рыбьих костей).


Домашнее задание

Подготовка к изложению (упр. 249); указать односоставные предложения и их тип; составить план.






Для любых предложений по сайту: [email protected]