Повторение изученного в 5—7 классах - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Повторение изученного в 5—7 классах - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Цель урока: поставить задачу на пять ближайших уроков: восстановить и закрепить знания и умения, полученные в 5—7 классах; обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Методические приемы: работа с таблицей, лингвистический разбор, элементы литературоведческого разбора.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Вопросы:

1. Какие единицы языка вам известны? Перечислите их от наименьшей к наибольшей.

2. Какие морфемы вы знаете?

3. Как называются разделы науки о языке, изучающие:

— звуки;

— морфемы и способы словообразования;

— словарный состав языка;

— фразеологические обороты;

— части речи и их формы;

— словосочетания, простые и сложные предложения?

— Чем отличаются такие разделы языка, как графика, орфография и пунктуация?


II. Работа со схемой

Запишем схему, отражающую систему языка. Зачитайте ваши варианты. Проверим. (Готовая схема должна быть на доске, а еще лучше — на плакате.)

Графика — Фонетика

Орфография — Словообразование

Лексика

Фразеология

Морфология

Пунктуация — Синтаксис.

Вписываем уточненные данные таблицы в тетради.


III. Повторение видов лингвистического разбора

Проверяем упр. 5. Четверо учеников заранее выполняют разбор на доске.

Фонетический разбор:

Мо-роз: 2 слога

м — [м]— согл., зв., тв.

о — [а] — гласн., безуд.

р — [р] — согл., зв., тв.

о — [о] — гл., уд.

з — [с] — согл., глух., тв.

5 б., 5 зв.

Морфемный и словообразовательный разбор:

Багряный: багр- — корень, -ян- — суффикс, -ый — окончание. Древний корень -багр- обозначает красный цвет; однокоренные слова: багрец, багрянец, багровый, багроветь.

Морфологический разбор:

Роняет — глагол несовершенного вида, переходный, I спряжения; употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица.

Синтаксический разбор:

Роняет (глаг.) лес (сущ.) багряный (прилаг.) свой (мест.) убор (сущ.), сребрит (глаг.), мороз (сущ.) увянувшее (причаст.) поле (сущ.). Предложение сложное, состоит из двух простых; повествовательное, невосклицательное, имеет 2 основы. Каждое — двусоставное, распространенное, полное. Запятая разделяет части сложного предложения.


IV. Реализация межпредметных связей

Посмотрим на предложение, которое мы только что разобрали с точки зрения лингвистики, с другой точки зрения — литературоведческой. Это первые строки стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, написанные к очередной лицейской годовщине, которую поэт встретил в одиночестве, в ссылке, в своем имении Михайловское.

Задания:

1. Определите, какие выразительно-изобразительные средства помогают созданию образа осени. (Эпитеты: багряный, увянувшее; метафоры: «убор» леса, «сребрит мороз», возвышенная лексика: убор, сребрит; синтаксический параллелизм: в данном случае одинаковое построение простых предложений в составе сложного; звукопись: аллитерации на «р», придающие картине яркость, ассонансы на «о»: свой, убор, мороз, поле и на «у»: увянувшее, передающие звуки ветра.)

2. Что такое художественный образ? Напишите ответ в виде сочинения-миниатюры, используя в качестве примера строки Пушкина.


Домашнее задание

1. Закончите сочинение-миниатюру.

2. Повторите раздел «Фонетика».

3. Приготовьте выразительное чтение фрагментов стихотворений из упр. 6.






Для любых предложений по сайту: [email protected]