Уроки Русского языка в 8 классе
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Цель урока: обобщить сведения о предложениях с прямой речью, известные по курсу V—VII классов; ознакомить с понятием «чужая речь» и способами ее передачи; формирование умений: 1) выразительно читать предложения с прямой речью; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.
I. Повторение сведений о предложениях с прямой речью.
Учащиеся записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания, чертят схемы предложений.
1) Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено». 2) «Ему, однако ж, не стоит терять время по-пустому»,— заметил отец.
Учитель напоминает, что прямая речь произносится иначе, чем слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Чтение материала на с. 176—177.
— Запишите предложения, определите, как передается в них чужая речь.
1) Места здесь, как утверждают охотники, глухие. 2) Тут, говорят, водятся ядовитые змеи. 3) По словам хозяйки, яблоки у нее большие, но жесткие и годятся только на варенье.
— Какие части предложения являются чужой речью, а какие — сопровождают ее?
2. Работа по составлению таблицы.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Схемы предложений с прямой речью |
Примеры |
А: «П». (прямая речь стоит после слов автора) «П?» — а. (прямая речь стоит перед словами автора) «П,— а,— п». «П? — а.— П». «П,— а.— П». (прямая речь прерывается словами автора) |
Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре». (Н. Гоголь.) «Что ты с ними не пошел?» — кивнув головой, спросила старуха. (М. Горький.) «Вот что,— сказал Андрей, — поговорим после». «Почему я раньше этого не замечал?— подумал он.— Ведь это так очевидно». «Успокойся,— сказал он.— Завтра поговорим». |
III. Закрепление материала.
1. Привести примеры предложений к схемам таблицы.
2. Упр. 392 (устно).
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
3. Упр. 393, ч. 1.
Домашнее задание: § 35; упр. 393, ч. 2.