Уроки Русского языка в 8 классе
ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
Цель урока: повторение и закрепление сведений об обращении, полученных школьниками в предшествующие годы обучения; формирование умений: 1) находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; 2) правильно ставить знаки препинания при обращении; 3) выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Не записывая предложение, учащиеся составляют его схему, дают характеристику.
В саду было темно, и только кое-где сквозь листья просачивался бледный свет луны.
II. Запись предложений.
1) В европейской части России есть всё: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, бескрайние леса. 2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина — Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину. (Н. Рубцов.) 4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи. 5) Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф. Тютчев.)
— В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?
III. Объяснение нового материала.
1. Учащимся предлагается прослушать отрывок из книги Ю. Гвоздарева «Язык есть исповедь народа...» и пересказать его.
Вспомним Пушкина:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе... Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь — княже, батюшка — батюшко, отец — отче, старик — старче — во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например в украинском; в русском же исчез.
2. Чтение параграф 32.
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 357 (устно).
2. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
1) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. (И. Никитин.) 2) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А. Пушкин.) 3) А ты что ж, кумушка, в дорогу? (И. Крылов.) 4) Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами. (С. Дрожжин.) 5) Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. (С. Дрожжин.) 6) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? (К. Симонов.)
3. Упр. 356 (письменно).
Делается вывод: обращение употребляется в разных стилях речи — разговорном, публицистическом, книжном.
Домашнее задание: по выбору учащихся 1) упр. 258; 2) найти в стихотворениях А. С. Пушкина по три предложения, в которых использованы обращения: а) с положительной оценкой героя или предмета; б) с отрицательной оценкой героя или предмета.