Уроки Русского языка в 8 классе
УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с его задачами: проверить знание теоретического материала по теме; сформированность умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами; умение использовать указанные конструкции в связной речи.
Исходя из задач урока намечаются три этапа работы.
1-й этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
— С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определение.
К доске вызываются три ученика. Двое расставляют недостающие знаки в записанных на доске предложениях.
I. 1) Близким кажется небо соединившееся с горами. (И. Соколов-Микитов.) 2) Через полчаса явился уездный лекарь человек небольшого роста худенький и черноволосый. (И. Тургенев.) 3) Всю жизнь бабушка работала на покладая рук. 4) Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.
5) Льды растаяв становятся синью в реке.
Птицы взлетая становятся стаей упругой.
Люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых
людей понимать друг друга.
(Р. Рождественский.)
II. 1) Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош. 2) Испуганные лаем собак они вбежали на террасу. 3) В центре Москвы на Манежной площади стоит памятник маршалу Жукову. 4) Пушкин великий русский поэт родился в Москве. 5) Утомленные долгой ходьбой туристы долго отдыхали на берегу озера.
Третьему ученику дается задание составить связный рассказ в научном стиле речи об обособленных и уточняющих членах предложения. Одновременно класс получает задание оценить ответ товарища. За полный, аргументированный анализ ответа одноклассника учащемуся выставляется отметка.
Затем к доске вызывается ученик, который должен не только проверить правильность выполнения задания 1, но и дать теоретическое обоснование постановки знаков препинания в предложениях. Кроме этого, он должен указать, какие случаи обособления не представлены в данных примерах, и рассказать о них. Вызванный к доске ученик проверяет правильность постановки знаков препинания, затем делает синтаксический разбор последнего предложения.
Учитель оценивает усвоение учащимися теоретического материала.
2-й этап. На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
На доске записаны примеры (они могут быть спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на отдельных листах), в некоторых из них допущены ошибки в постановке знаков препинания. Дается следующее задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены:
I вариант — правильно;
II вариант — неправильно.
Из десяти данных на каждый вариант приходится по пять: за пять правильных ответов ставится оценка «5», за четыре — «4» и т. д.
1) Бормочет, остывая самовар.
2) Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
3) Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.
4) Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
5) Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
6) Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
7) Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
8) Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.
9) Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.
10) Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
После выполнения этого задания учащиеся получают следующее: списать данный в карточке текст (карточки напечатаны в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы. Задание дается по вариантам.
I вариант
Береза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что береза это (по) истине крестьянское дерево; в ней есть все и бабий ситцевый платок и побеле(н, нн)ая хата и русская печ.. и холщ..вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.
Всматр. .ваясь в березовый лес в излома(н, нн)ые его стволы вспоминает.. мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую т..желую работу...
А молодые березки тоненькие пряменькие как бы на ц..почках приподнявшиеся к весеннему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и душу.
(По Н. Жукову.)
Дополнительное задание: озаглавить текст (задание одинаковое для всех вариантов).
II вариант
Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. Охмелев от шквального ветра напитав им все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. Сражается до последнего. Весь бор ходит ходуном а верхушки то устр..мляясь (в)низ то взл..тая (в)верх ведут р. .скова(н, нн)ую игру от которой захватывает дух.
И часто случае(т, ть)ся что сосна столь великолепная в отчая(н, нн)ой раскачке (не)устоит рухн..т (на)чисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.
(По Н. Хохлову.)
Те учащиеся, которые сдали работы, получают индивидуальные карточки. Образцы карточек для данного урока.
Карточка 1
1. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их выбор.
6 июня наша страна отмечает день рождения великого Пушкина. Самый большой праздник бывает на Псковщине в Пушкинских горах и Михайловском. Сюда на берега голубой Сороти приезжают тысячи людей.
Центр праздника огромная поляна рядом с домом (музеем) поэта. Все студенты и школьники писатели и художники приходят на поклон к Пушкину.
2. Найдите в тексте предложение, соответствующее данной схеме:
3. Используя содержание текста, составьте предложение, соответствующее схеме:
Карточка 2
Вставьте на месте многоточия сначала уточняющее обстоятельство, потом однородное по отношению к предшествующему обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.
Образец. Над лугом ... поднялся туман.— Над лугом, в низине, поднялся туман. Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом к вечеру поднялся туман.
1) На нашем берегу ... горело врассыпную несколько ярко-красных огней.
2) По субботам ... проходят занятия драматического кружка.
3-й этап. На этом этапе работы проверяется умение учащихся пользоваться данными конструкциями, синтаксическими синонимами в собственной речи. Трое учащихся получают индивидуальные задания на карточках.
Задание 1
Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» со слов Вы сочинили сочинение... до слов ...помещаются в животе, чем в голове.
Анализируя текст, обратите внимание на то, какие слова и выражения, используемые автором, нарушают единство стиля; определите, чем вызвано это нарушение. Уместно ли здесь употребление обособлений?
Задание 2
Сделайте данное описание более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда в Полесье — неожиданная. Побежали по улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. Воробьи кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде слышалась тревога жизни.
Снег сошел. Из-под него выглянула земля. Над нивами вился легкий парок. Мне показалось, что вместе с ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть...— поэтическая грусть сожаления о прошлых веснах. Ночи стали теплее; в их густом, влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы.
(Отрывок взят из повести А. И. Куприна «Олеся». Из текста исключены обособленные определения и обстоятельства. После выполнения учеником работы рекомендуется прочитать этот отрывок из повести, чтобы школьники увидели, как могут обогащать речь обособленные члены предложения.)
Задание 3
К фотоэтюду, опубликованному в газете, составьте сопроводительный текст, употребите обособленные члены предложения.
Делается вывод об употреблении обособлений в различных стилях речи.
После этого ученик, выполнявший задание по тексту из рассказа А. П. Чехова, анализирует его вслух; приводя примеры, показывает, как автор специально нарушает единство стиля, используя обособленные члены предложения для сатирического изображения «ученого» соседа. Делается вывод о необходимости уместного использования в речи обособленных членов предложения.
Затем проверяются и остальные задания; одноклассники оценивают ответы товарищей. Далее всему классу предлагается работа по редактированию текста с обособлениями. Задание выполняется по вариантам.
I вариант |
II вариант |
1. Запишите предложение, внеся в |
него правку. |
Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. |
Войдя в лес, стало совсем темно. |
2. Замените придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами. |
|
Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности. |
Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее. |
Домашнее задание: записать в ученический словарь слова из рамочек § 31, запомнить их написание; упр. 351.
1 О методике подготовки и проведения уроков-зачетов см.: Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.— М., 1996.