ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; отработка умения правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств.


I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с таблицами.

Известно, что составление таблиц обобщающего характера — один из приемов, помогающих приводить в систему знания по разделу, теме.

Работа над составлением данной таблицы строится так: учащиеся вспоминают правило обособления (необособления) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом; примеры, подтверждающие положения правила, записываются и анализируются; графически объясняется постановка знаков препинания. Таблица записывается в раздел ученического словаря.


Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Обособляются:

1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:

2) деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения):

Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (А. Чехов.) Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее, сели отдыхать на шпалы. (В. Арсеньев.)

Не обособляются:

1) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия:

Он шел прихрамывая;







2) одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.): Читать лежа вредно;

3) деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а:

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. (М. Горьки й.) Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты;

4) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.):

Они слушали его рассказ затаив дыхание.


Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения: Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (Н. Заболоцкий.)

Ср.: Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьев, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам. (И. Соколов-Микитов.)


III. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) Павел приезжал все реже, а приезжая, не задерживался. (В. Распутин.) 2) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, но, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо. 3) Реки шумно текут в горах, а выйдя на равнину, умолкают.


IV. Самостоятельная работа.

Упр. 332.


Домашнее задание: упр. 334; выписать в ученический словарь слова из рамочек § 29, 30, запомнить их написание.






Для любых предложений по сайту: [email protected]