Уроки Русского языка в 8 классе
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - Урок 3 - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: формирование умений: 1) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; 2) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; 3) употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.
I. Контрольный словарный диктант.
I вариант |
II вариант |
|
1. |
постамент |
пьедестал |
2. |
аттракцион |
кандидат |
3. |
галерея |
декларация |
4. |
достоинство |
ансамбль |
5. |
во что бы то ни стало |
реставрация |
6. |
труженик |
выразить |
7. |
аудитория |
лаборатория |
8. |
экспозиция |
кульминация |
9. |
пьеса |
поражать |
10. |
ландшафт |
галерея |
11. |
воплотить |
эксперимент |
12. |
режиссер |
достоинство |
13. |
преданность |
легенда |
14. |
композитор |
фестиваль |
15. |
конференция |
депутат |
16. |
профессия |
традиция |
17. |
лаборатория |
корреспондент |
18. |
иллюминация |
талантливый |
19. |
иллюстрированный |
комиссия |
20. |
конгресс |
обелиск |
21. |
дебаты |
аудитория |
22. |
архитектор |
дискуссия |
23. |
пьедестал |
иллюстрация |
24. |
экспериментировать |
репетиция |
25. |
аттестат |
как будто |
26. |
не что иное, как |
во что бы то ни стало |
27. |
как ни в чем не бывало |
ничто иное не интересовало |
II. Проверка домашнего задания.
1. Один ученик выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
2. Два ученика составляют схемы предложений домашнего упражнения: один — 1, 5, 6, 10-го, другой — остальных.
III. В это время класс получает задание составить предложение, выполнив следующие действия:
1) из предложения Неискушенному человеку в книжном мире нужен проводник взять существительное, которое является дополнением, поставить его в предл. пад. с предлогом в; согласовать данное существительное с указательным местоимением из предложения Это занятие не приносило ему радости (в этом человеке);
2) добавить сказуемое предложения Здание удивляло своей архитектурой (удивляло);
3) добавить подлежащее предложения Всё было залито водой (всё).
Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову (В этом человеке удивляло всё ...).
IV. Закрепление материала.
1. Учитель сообщает учащимся о роли обобщающих слов и о постановке знаков препинания при однородных членах в научном стиле речи.
Запись предложения Однородными могут быть различные члены предложения: 1) подлежащие; 2) сказуемые; 3) определения; 4) дополнения; 5) обстоятельства.
2. Задание: дописать предложения, расставляя знаки препинания.
1) Однородные члены соединяются сочинительными союзами следующих трех групп: а) соединительные (и, да) (в значении «и»), ни ... ни ...
2) Большинство сочинительных союзов нейтрально к стилю речи, т. е. употребляется во всех стилях. Однако в книжном стиле наиболее употребительны следующие союзы: ... (как ... так и ..., не только ... но и ..., не столько ... сколько, однако, хотя и ... но).
3) В поэтической речи употребляются повторяющиеся союзы, как-то: ... (и, ни ... ни, иль, или).
4) В разговорном стиле и в произведениях народного творчества употребляются союзы ... (да, не то ... не то, то ли ... то ли) (в последнем предложении нет обобщающего слова. Ср.: употребляются следующие союзы: ...).
V. Объяснительный диктант.
В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина, Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места: дороги с плавными изгибами по холмам, тихие пруды, сады и острова, леса, парк. Липы и рябина, дубы и клены, яблони, елки и ясени — все перемешано в этом парке. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота — это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помнит писателя, потому что деревья умирают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе: липовые аллеи, косматые ели, солнечные поляны, покрытые шалфеем и одуванчиками, парк, поле, крики грачей на тополях в усадьбе. И все-таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаешься в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.
(По В. Пескову.)
— Подберите заголовок к тексту. К какому стилю речи он относится? Докажите. Определите роль повторяющихся союзов в тексте.
Домашнее задание: упр. 289.