Уроки Русского языка в 8 классе
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Проверка домашнего задания.
II. Знакомство учащихся с использованием назывных предложений в ремарках драматургических произведений.
Восьмиклассникам предлагается найти в комедии Н. Гоголя «Ревизор» назывные предложения и определить их роль в тексте.
III. Запись текстов, определение структуры предложений, выяснение функции односоставных предложений в тексте.
1. Вечереет. Пишу в Переделкине за садовым столом. Белые рамы дома как бы отдаляются в сумерках... Уже совсем темно. Не видно ни места, ни пера, ни руки... (А. Вознесенский.)
2. ...Море. Гляжу во все глаза. Черная приземистая скала с высоким торчком железной палки. Море — голубое и соленое. Пишу обломком скалы на скале: «Прощай, свободная стихия». (М. Цветаева.)
— Почему, по вашему, в четвертом предложении стоит тире? (При его чтении перед тире пауза как выражение неожиданности — голубое и вдруг соленое!)
3. Как хорошо теперь после дождя! Умыто всё, очищено от пыли. Так дышится легко, как будто я виновною была — и вдруг меня простили. (А. Суслова.)
(Тире в сложном предложении — неожиданная смена событий, настроения.)
4. Листопадит в роще, листопадит.
Пролетает ветер низовой.
Намело уж в заросли и пади
Желтых листьев колдовской метлой.
(В. Ноздрев.)
— Как образовано первое слово стихотворения? Относится ли оно к общеупотребительным?
— Какое средство художественной выразительности использовано в стихотворении?
5. Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев.)
IV. Составьте предложения по схемам:
1) [назывн.], и [безл.];
2) [двусост.], и [безл.];
3) [назывн.], и [двусост.].
Домашнее задание: по выбору учащихся: упр. 245 или сочинение-миниатюра по одной из тем: «Лесные сокровища», «Зимний (осенний) лес», «Летнее утро» (с включением в него односоставных предложений); упр. 248 (для обязательного выполнения).