Уроки Русского языка в 8 классе
БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: рассказать об общих и отличительных признаках двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способах выражения сказуемых в безличных предложениях; формирование умений: 1) находить безличные предложения по значению и структурным особенностям; 2) употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо и т. д. в разных стилях речи; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; 3) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные.
I. Проверка домашнего задания.
II. Орфографическая работа.
Предполагается заплыв, надо приготовиться, хочется привлечь внимание, пробивается сквозь мглу, выльется наружу, не хочется мириться с поражением, сад обнажается, надо прислушаться.
III. Объяснение нового материала с использованием таблицы § 23 учебника.
IV. Закрепление материала.
1. Запишите предложения; укажите, чем выражено сказуемое в каждом предложении; определите, что оно обозначает (душевное, физическое состояние человека, его настроение; состояние природы и окружающей среды; отрицание чего-либо; возможность или невозможность чего-либо).
1) На небе ни клочка лазури. 2) Как жить мне хочется до нового свиданья! 3) И снова мне легко. 4) Холодно, ясно, бело, солнца еще не видать, а на душе благодать. 5) С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
(А. Фет.)
2. Запишите текст; определите, с помощью каких предложений передается состояние героя.
На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвется на простор, и хочется куда-то мчаться или лететь. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух. Хочется быть добрым, хорошим; хочется сделать что-то необыкновенное, чтобы все удивились, чтобы всем стало так хорошо, как и мне.
(По Е. Носову.)
3. Запишите предложения, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.
1) Утро ясное, морозное, и дома не сидится. 2) Мне не спалось, и я вышел в сад. 3) В лесу голо и сумрачно, и в полях безлюдно и неуютно.
4. Составьте сложные предложения, употребив в них как часть сложного следующие предложения.
1) В саду тихо. 2) К вечеру подморозило. 3) Нет спасения от духоты июльского дня.
Домашнее задание: § 23; по выбору учащихся: 1) упр. 225; 2) рассмотреть любую репродукцию картин (например, Ф. Васильев. «Оттепель», «Перед грозой» и др.); подобрать соответствующие содержанию картины 6—7 безличных предложений, передающих состояние природы. (Не следует стремиться написать связный рассказ, так как злоупотребление однотипными предложениями в связном тексте не всегда бывает удачным.)