Уроки Русского языка в 8 классе
ДОПОЛНЕНИЕ - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: обобщение сведений о дополнении, известных учащимся по курсу V—VII классов; формирование умений определять: 1) способы выражения дополнения; 2) роль второстепенных членов в предложении.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе (см. урок 24).
III. Синтаксический разбор предложения
И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей. (И. Бунин.)
— Докажите, что второстепенные члены играют в предложении совсем не второстепенную роль.
IV. Анализ примеров упр. 161; чтение § 16.
V. Закрепление материала.
1. Упр. 163, 164 (устно).
2. Запись под диктовку.
Учащиеся должны подчеркнуть грамматические основы; найти дополнения; определить, чем они выражены.
1) На лицо тебе уж веет ранний утра холодок. (Н. Языков.) 2) Редеет ночного тумана покров. (Н. Языков.) 3) Через несколько дней меня выслушивал врач. (Ю. Олеша.) 4) Глубина впадины равна одиннадцати километрам. 5) Споры мы отложили на завтра. 6) Безродного пригрел и ввел в мое семейство. (А. Грибоедов.) 7) Мы попросили девочку спеть. 8) Врач посоветовал отцу уехать на юг.
3. Упр. 166 (выполняется коллективно).
4. Запись под диктовку.
Учащиеся должны определить, дополнение прямое или косвенное.
Продолжая традиции Ломоносова, Державин создает своеобразные, оригинальные произведения. Его ода «Фелица» стала литературной сенсацией, новым шагом в развитии поэзии. Основное место в ней занимает не описание занятий и привычек Екатерины II, а выражение личных симпатий к ней, чувства восхищения и надежд на нее как на просвещенного монарха.
(По Г. Макогоненко.) — Подберите однокоренные слова к слову просвещенный.
Домашнее задание: записать слова из рамочек в ученический словарь, запомнить их написание; упр. 167, 169.