Уроки Русского языка в 8 классе
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ
I
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147 слов.)
Грамматическое задание
I вариант |
II вариант |
1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного |
|
* |
* * |
2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне: |
|
безударной гласной, проверяемой ударением. |
чередующейся гласной. |
Графически объясните выбор орфограммы в корне. |
|
3. Разберите по составу: |
|
расстилались. |
наслаждались. |
II
Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.* Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки.* Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.
На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.**
Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек.** Он что-то негромко напевал. (151 слово.)
(По Ю. Казакову.)
Грамматическое задание
I вариант |
II вариант |
1. Начертите схемы предложений, отмеченных |
|
* |
* * |
2. Обозначьте графически постановку знаков препинания в предложениях, отмеченных |
|
* |
* * |
3. Выпишите из текста по одному слову |
|
с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. |
с чередующейся гласной в корне. |
Обозначьте корень |
Домашнее задание: выписать в ученический словарь со с. 19—27 слова из рамочек и запомнить их написание.