Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Тире между подлежащим и сказуемым
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Литератор работая одновременно превращает дело в слово, а слово становится делом.
Для писателя основной материал — слово.
Всякий знает что слово превращается в дело гораздо труднее чем дело переходит в слово.
Учитель. Прочитайте предложения. Расположите их в порядке уменьшения главных членов предложения.
Учащиеся выполняют задание сначала в устной, затем в письменной форме, обосновываются порядок записи, выделяют главные члены предложения, объясняют постановку пропущенных знаков препинания.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Обратите внимание на предложение, в котором одно подлежащее и одно сказуемое. Скажите, какой знак препинания стоит между ними, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В предложении Для писателя основной материал — слово между подлежащим и сказуемым стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: узнать, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; учиться использовать новое правило на письме.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что вам известно о главных членах предложения.
Учащиеся дают определения главных членов предложения, — подлежащего и сказуемого. Приводятся примеры.
4. Изучение нового материала
Учитель. Приступим к изучению нового материала. Определите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое в предложении, на основании которого вы формулировали тему урока. Сделайте вывод.
Учащиеся выполняют задание устно.
Учитель. Теперь проведем аналогичную работу с другими предложениями:
Дважды два — четыре.
Лишнее говорить — только делу вредить.
Дело науки — служить людям.
Чтение — это (вот) лучшее учение.
Учащиеся формулируют новое правило. Затем работают с другой группой предложений:
Дом как музей.
Он хозяин положения.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Учащиеся формулируют примечание, когда тире не ставится. Далее преподаватель открывает запись последнего предложения: Я — земля, я своих провожаю питомцев. Читает его с логическим ударением на подлежащем. Предлагает подумать, почему в данном случае следует ставить тире. Делается вывод.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
Шутки шутить людей мутить.
Плохой товарищ не подмога.
Слепая ненависть плохой советчик.
Жизнь человека чудо из чудес.
Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Грамота второй язык.
Жить народу служить.
Сердце не камень.
Повторенье мать ученья.
Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное.
Художественная литература это искусство слова.
Чтение это всегда диалог, безмолвный, внутренний диалог наедине.
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.
Надо сгруппировать предложения, ориентируясь на схемы и на особенности выражения подлежащего и сказуемого. Выделить главные члены предложения. Поставить недостающие знаки препинания.
Задание выполняется в парах. Повторяется правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель. Назовите орфограммы, которые есть в словах, выполняющих роль подлежащих, но нет в словах, которые являются сказуемыми.
Учащиеся выполняют задание устно.
Учитель. Какой знак препинания, кроме тире, вы поставили в одном из предложений и почему?
Учащиеся рассказывают о постановке запятой при деепричастном обороте.
Учитель. В каком сказуемом звуков больше, чем букв?
Упражнение 2
1. Людвиг Ван Бетховен, Николай Михайлович Пржевальский, Владимир Иванович Даль, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Михайлович Пришвин, Василий Васильевич Верещагин.
2. Агроном по профессии, певец русской природы; исполин симфонической музыки, композитор, пианист, дирижер; первый русский преподаватель русской литературы; моряк, неутомимый исследователь и любитель русского языка; великий следопыт природы, ученый путешественник, коллекционер; автор картин на батальные темы, обличитель захватнических войн.
Учитель. Прочитайте записи под цифрами 1 и 2. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.
Нужно составить предложения, используя материал под цифрами 1 и 2 так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было поставить тире.
Задание выполняется письменно, повторяется соответствующий пункт правила.
Учитель. Назовите орфограмму, слова на которую чаще встречаются в составе сказуемых двух последних упражнений.
Задание выполняется в парах.
Упражнение 3
О нем было создано множество противоречивых легенд и домыслов. Жюль Верн неутомимый путешественник говорили о нем одни. Он объехал Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию. Никакого Жюля Верна не существует утверждали другие. Жюль Верн это псевдоним географического общества.
Жюль Верн автор научно-фантастических романов. Герои его книг посетили разные места планеты, смело отправились на луну, полетели на воздушном шаре через Африку и во льды Арктики, спустились к центру земли через кратер вулканы.
На самом деле он не был ни ученым, ни путешественником. Прогулки на яхте несколько поездок по Средиземному морю и в Скандинавию вот почти все совершенные им путешествия. Многие романы Жюль Верн писал дома во Франции в городе Амьене. Здесь в кабинете с большой картой земного шара мечтатель мысленно отправлялся в далекие страны вместе со своими изобретательными и бесстрашными героями.
1; 2; 1
Учитель. Прочитайте текст. Обратите внимание на данные к нему цифры. Учитывая смысл частей текста и тему урока, сформулируйте задание к упражнению.
Нужно расположить части текста в правильной последовательности. В первой части должно быть одно предложение с тире, во второй — два, в третьей — одно.
Задание выполняется устно.
Учитель. Напишите предложения, в которых необходимо поставить тире. Выделите главные члены предложения. Назовите орфограммы, которых не было в предыдущих упражнениях.
Выполните синтаксический разбор предложения из текста, в сказуемом которого самое большое количество слов.
6. Итог урока
Учитель. Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Дома найдите или составьте примеры предложений, где тире ставится между подлежащим и сказуемым в случаях, которые нами не рассматривались.