Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Вводные конструкции и знаки препинания при них
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Лес поредел но дождь усилился.
Сентябрь был тихий теплый и без дождей.
Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на количество пунктограмм в них, по принципу — от меньшего к большему.
Сделайте полный синтаксический разбор предложения, в котором большее количество орфограмм.
Учащиеся обосновывают выбор предложения и выполняют задание, связанное с разбором.
2. Определение темы и цели урока
Учитель под предложениями пишет две языковые конструкции: на счастье, к сожалению.
Учитель. Прочитайте написанное под предложениями. Введите из языковых конструкций по одной в каждое предложение так, чтобы они относились к формам слова дождь и соответствовали смыслу предложений. (Правильный вариант:
Сентябрь был тихий, теплый и, к счастью, без дождей.
Лес поредел, но дождь, к сожалению, усилился.)
Скажите, что выражает говорящий при помощи такого рода языковых конструкций.
Учащиеся высказывают свои предположения, преподаватель при необходимости уточняет и корректирует их ответы.
Учитель. Подумайте, как можно назвать эти языковые конструкции, если учесть, что говорящим они специально вводятся (выделяются интонацией) в предложениях для выражения своих чувств.
Учащиеся высказывают свои предположения, преподаватель оказывает им необходимую помощь.
Учитель. А теперь сформулируйте тему урока. Учитывайте при этом новый для вас термин и необходимость выделения его на письме, которую подсказывает интонация.
Тема урока: Вводные конструкции и знаки препинания при них.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
Цель урока: узнать, что такое вводные конструкции и как они выделяются на письме; учиться находить их в речи и правильно оформлять интонационно и при написании.
3. Изучение нового материала
На доске запись:
Дерсу был, безусловно, прав.
(В. Арсеньев)
Он был, казалось, лет шести.
(М. Лермонтов)
К счастью, погода наладилась.
По сообщению знатоков, разлив реки будет большим.
Одна игра сменялась другой. Словом, дети не скучали.
Рожь созрела. Следовательно, завтра комбайны выйдут в поле.
Учитель. Прочитайте предложения. Назовите имеющиеся в них вводные слова. Подумайте, чем они выражены и что при их помощи говорящий выражает. Сформулируйте определение вводных слов.
Учащиеся высказывают свои соображения, преподаватель уточняет и корректирует их ответы.
Учитель. Разберите по членам первое предложение. Сделайте вывод о синтаксической роли вводных слов.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Вводные слова имеют различные значения. Прочитайте первые два предложения. Подумайте, какое значение имеют в них вводные слова.
Учащиеся высказывают свое мнение, преподаватель конкретизирует их ответы.
Учитель. Прочитайте третье предложение и те, с которыми вы работали в начале урока. Определите значение в них вводных слов.
Далее работа продолжается аналогичным образом с каждым последующим предложением.
Учитель. Скажите, как выделяются вводные слова при произнесении и на письме.
Учащиеся делают вывод. Учитель открывает еще одну запись:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
(А. Пушкин)
Мальчик — это было заметно — подражал взрослым.
Он встал и, прихрамывая (он был на протезе), подошел к окну.
(В. Каверин)
Учитель. Прочитайте еще три предложения. Найдите разницу между вводными конструкциями этих предложений и теми, которые были в предыдущих предложениях.
Учащиеся приходят к выводу, что в последней записи имеются вводные предложения, а не вводные слова.
Учитель. Расскажите, какими знаками препинания выделяются вводные предложения, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.
Учащиеся формулируют эту часть правила.
Учитель. Обобщите весь изученный нами материал о вводных словах и предложениях.
Учащиеся выполняют задание. Знакомятся с соответствующими параграфами учебника.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
Я добрался наконец до угла леса но там не было никакой дороги.
(Л. Толстой)
Война скоро кончится. Мы победим. Это бесспорно.
(К. Паустовский)
Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.
(А. Фадеев)
Вечер был прохладный и к счастью нашему светлый.
(М. Пришвин)
Рыбалка по мнению многих занятие интересное и весьма полезное.
И если мечтателю ночью не спится то значит мечтатель на подвиг готов.
(Л. Кондырев)
Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к этому упражнению, учитывая тему урока, порядок ознакомления со значениями вводных слов и особенности записи предложений.
Нужно написать предложения в порядке изучения вводных слов по их значению. Поставить недостающие знаки препинания.
Задание выполняется в парах.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Укажите предложение, которое вы не написали. Объясните, почему.
2. Расскажите о написании слов с не и ни, предварительно сгруппировав их.
3. Определите, в каком слове (победим, полезный) больше морфем и есть ли в нем одинаковые орфограммы.
Упражнение 2
1. Ты сказывают петь великий мастерище.
(И. Крылов.)
Соседка слышала ль ты добрую молву? Ведь кошка говорят попалась в лапы к льву.
(И. Крылов)
Казалось что слова людей забыл я.
(М. Лермонтов)
2. Вода из холодного крана шла теплая. Значит земля прожарилась до уровня, где идут водопроводные трубы.
По предсказанию синоптиков дождей в течение недели не ожидается.
Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста насквозь проросшего полынью полетел коростель.
(И. Тургенев)
3. Ну, теперь кажется мы можем ехать, — заметил мой новый приятель.
Конечно ты хотел старик чтоб я в обители отвык от этих сладостных имен.
(М. Лермонтов)
Хорь был человек положительный практический административная голова рационалист; Калиныч напротив принадлежал к числу идеалистов романтиков людей восторженных и мечтательных.
(И. Тургенев)
Учитель. Прочитайте три группы предложений. Измените состав каждой из них так, чтобы в группах были предложения с вводными словами одного значения. Поставить недостающие знаки препинания. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.
Нужно объединить предложения попарно в зависимости от особенностей имеющихся в них обращений. Поставьте недостающие знаки препинания.
Задание выполняется в группах.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Назовите синтаксические конструкции, кроме вводных слов, имеющиеся в предложениях упражнения.
2. Выделите орфограммы, которые отсутствуют в односоставном предложении, но имеются в других.
Упражнение 3
Дождевые слова.
Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с русскими людьми но и общение с лесами и водами с перелетом птиц и каждым цветком. У каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня такое лето. (Должно быть)
Тогда я заново узнал много слов. Начну с «дождевых». Я знал о дождях моросящих слепых обложных грибных спорых. Но одно дело — знать умозрительно, а другое — испытать эти дожди на себе. Тогда эти дожди оживают. (Конечно)
Чем отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает быстрый скорый. Он льется отвесно сильно а мелкий грибной — сонно сыплется из низких туч. (Например)
О слепом дожде идущем при солнце в народе говорят Царевна плачет. Сверкающие на солнце капли похожи на крупные слезы. (Действительно)
(К. Паустовский)
Учитель. Прочитайте текст. Обратите внимание на слова в скобках. Подумайте, какую роль они могут играть в предложениях. Сформулируйте задание к упражнению.
В одно из предложений каждого абзаца текста нужно добавить указанное в скобках слово в качестве вводного. Поставить недостающие знаки препинания.
Упражнение выполняется сначала в устной, затем письменно. При проверке указывая значения вводных слов.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Укажите синтаксические конструкции, которые есть в первых трех абзацах текста, но отсутствуют в четвертом и, наоборот, есть в последнем, но нет в первых трех.
2. Скажите, одинаковую или разную роль играет тире в предложениях текста. Ответ обоснуйте.
3. Назовите из каждого абзаца орфограммы, которых нет в последующих абзацах.
4. Укажите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков, все согласные глухие, имеется одна орфограмма.
5. Итог урока
Учитель. Расскажите все, что вы узнали о вводных словах и предложениях.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.