Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Односоставные предложения (закрепление)
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
[ Н ]. [ Бн ]. Ветер веет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет.
[ Бр ] ...
Я не знаю: что такое?
[ Бв ]
(К. Прутков)
Справка:
1. И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть
2. Скучно.
3. Хоть бы книжку мне прочесть!
4. Осень.
Условные обозначения:
[ Н ] — назывное предложение
[ Бн ] — безличное нераспространенное
[ Бр ] — безличное распространенное
[ Бв ] — безличное восклицательное
Учитель. Познакомьтесь с необычной записью стихотворения К. Пруткова «Осень», справкой к нему и условными обозначениями. Сформулируйте задание к упражнению.
Ориентируясь на схемы и условные обозначения, нужно восстановить стихотворение К. Пруткова «Осень».
Учитель. Напишите восстановленное стихотворение. Выделите в предложениях грамматическую основу.
Учащиеся выполняют задание.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Еще раз обратите внимание на восстановленные в стихотворении предложения. Скажите, что их объединяет, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Все восстановленные предложения односоставные. Значит, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая то, что со всеми типами односоставных предложений вы уже знакомы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: повторить изученное об односоставных предложениях, учиться различать их типы.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Для повторения и систематизации знаний предлагаю построить полную схему, отражающую все известные вам типы односоставных предложений.
Задание выполняется в группах. Обсуждаются варианты схем. Выбирается лучшая. На основании схемы школьники делают развернутое сообщение об односоставных предложениях.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
1. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу.
(С. Есенин)
2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается, и трещит, и пылает костер.
(И. Бунин)
3. Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
(А. Пушкин)
4. Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
(К. Бальмонт)
5. Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой,
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росой холодной.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль!
(А. Пушкин)
Учитель. Прочитайте стихотворные строки разных авторов. Напишите отрывки в порядке увеличения в них количества односоставных предложений.
Учащиеся выполняют задание в парах. Указывают типы односоставных предложений, их грамматическую основу.
Задание к упражнению:
1. Укажите предложение, которое вы не написали. Обоснуйте свой выбор.
2. Назовите синтаксическую конструкцию, которая есть в некоторых односоставных предложениях, но отсутствует в ненаписанном двусоставном.
3. Составьте орфографическую цепочку не менее, чем из семи слов, используя для этого только односоставные предложения.
4. Назовите слова, в которых отсутствует окончание.
Упражнение 2
1. Соседи звонят.
2. Я не тороплюсь с ответом.
Я мерзну.
Образец: Они рассказали историю.
Расскажите историю.
Рассказали историю.
Можно рассказать историю.
Ну, история.
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.
Из каждого двусоставного предложения нужно построить односоставные предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное.
Задание к упражнению:
1. Добавьте к составленной в упражнении 1 орфографической цепочке слова с неповторяющимися орфограммами из данного упражнения.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Какое это слово, вы определите самостоятельно. Для этого выделите приставку в слове въедешь. Присоедините к ней корень слова напечатаешь. К ним добавьте корень слова лень. Ко всему этому допишите две буквы. Одна — является окончанием в родительном, дательном, предложном падежах существительных третьего склонения. Другая — представляет непроверяемую безударную гласную в слове дебаты. Назовите это слово.
Это слово впечатление.
Вместе с учителем учащиеся определяют лексическое значение слова впечатление.
Учитель. Напишите слово впечатление. Охарактеризуйте особенность его написания. Представьте это слово как часть речи. Составьте со словом впечатление двусоставное и разные типы односоставных предложений.
6. Тренировочные упражнения (продолжение)
Упражнение 3
Растущие в жарких странах тыквы имеют разную форму. Есть тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелки, и круглые, как шар. В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. Были случаи, когда, путешествуя по Африке, люди во время дождя прятали в тыкву свою одежду.
Приспособили тыкву и для ловли обезьян. Индийцы в тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают туда какие-либо семена. Такие тыквы оставляют под деревьями, на которых бывают обезьяны. Обезьяны из-за любопытства бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка схватывает горсть семян. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже когда прибегают люди, обезьяна продолжает держать кулачок в тыкве.
Учитель. Прочитайте текст. Напишите ту его часть, которая в большей степени соответствует теме урока. Укажите односоставные предложения и их грамматические основы. Составьте и добавьте к ним односоставные предложения, тип которых не присутствует в данном тексте.
Задания к упражнению:
1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в четырех словах которого все согласные звонкие. Эти слова относятся к самостоятельным частям речи.
2. Найдите в словах схватывает и насыпают не менее четырех общих признаков.
3. Назовите слово, в котором по одному признаку звуков должно быть меньше, чем букв; по другому — больше. В целом же их одинаковое количество.
7. Итог урока
Учитель. О какой группе предложений мы говорили на уроке?
Мы говорили об односоставных предложениях.
Учитель. Назовите главный признак односоставных предложений.
Обсуждается домашнее задание. Оценивается работа школьников на уроке.