Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ЦИТАТЫ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ
Цели:
1. Знакомство с тремя способами цитирования.
2. Формирование умения цитировать поэтические строчки.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
1. На месте каких цифр должны быть запятые?
Озарённые светом (1) неверно (2) и трепетно горевшим (3) они (4) казались (5) диким сонмищем гномов (6) окруженных тяжелым (7) подземным паром (8) в мраке непробудной ночи.
1) 1, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 3, 6, 8; 3) 3, 4, 5, 6, 7; 4) 1, 2, 3, 6, 8.
2. Сколько в данном предложении обособленных определений?
1) одно; 2) два; 3) три; 4) четыре.
3. Слов каких частей речи нет в этих предложениях?
1) местоимений, 2) прилагательных; 3) наречий; 4) частиц.
4. В каком слове количество букв больше, чем звуков?
1) казались; 2) светом; 3) непробудной; 4) горевшим.
5. В этом слове орфограмма - проверяемая безударная гласная.
1) озарённые; 2) горевшим; 3) непробудной; 4) казались.
6. Это слово разобрано по составу неправильно.
II. Изучение нового материала.
1. Объяснение трёх способов цитирования.
1-й способ - прямое цитирование, то есть прямая речь, сопровождаемая словами автора. Знаки препинания как при прямой речи.
2-й способ - частичное цитирование: дословная часть цитаты выделяется кавычками, пишется с маленькой буквы.
3-й - ссылка на цитату.
Особое внимание - цитирование поэтического текста без кавычек, см. на с. 195 учебника.
2. Анализ синтаксических конструкций
Дана цитата «Поэт создаёт свой собственный мелодичный строй, опираясь на музыкальную основу народного языка». (С. Маршак)
1-й способ: С. Маршак писал: «Поэт ..»
2-й способ: С. Маршак, говоря о мелодичном строе поэзии, отмечал, что у каждого поэта она опирается «на музыкальную основу народного языка».
3-й способ: С. Маршак утверждал, что в мелодичном строе, созданном поэтом, основой является музыкальность народного языка.
Объяснить, что умение цитировать разными способами необходимо при написании творческих работ, так как делает письменную речь более выразительной и разнообразной.
III. Творческое задание.
Процитировать 1 -м и 2-м способами три любых предложения из упр. 340 и любимое четверостишие.
IV. Домашнее задание.
Упр. 341 устно, 340 - оставшиеся предложения, 406 - карандашом.