ДИАЛОГ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ДИАЛОГ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Цели:

1. Понятие о косвенной речи.

2. Закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом.

3. Формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка.

Выразительно прочитайте. Найдите правильный вариант ответа на вопрос: на месте каких цифр должны быть знаки препинания?

Молчи (1) коварный чародей (2)

Прервал (3) наш витязь (4) с Черномором (5)

С мучителем жены своей (6)

Руслан (7) не знает договора.

1) 2, 4, 6, 7; 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; 3) 1, 2, 4, 6; 4) 1, 2, 4, 5, 6.

Учитель: Запишите этот текст. Откуда он? (Из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».) Какие знаки препинания встретились в этом отрывке? (Запятые, тире, кавычки.)


II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

Учитель: В поэме есть начало этого диалога. Если бы записывали его весь, изменились бы знаки препинания? (Да, но не все: вместо первых кавычек - тире для каждой новой реплики, которая записывается с новой строчки Последних кавычек нет.)

2. Упр. 329, сделанное карандашом.


III. Минутка этикета.

Упр. 333. Выразительное чтение: в 1-м примере - несоблюдение норм поведения при общении, во 2-м - неточное выражение мысли. Предложите свой вариант. Запишите.


IV. Изучение нового материала.

1. Исследование синтаксических конструкций

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о прямой речи, сегодня - об оформлении диалогов. Но есть ещё один способ передачи чужой речи - косвенная речь. Сравните два предложения на с. 192. Изменился ли смысл? (Нет, изменилось оформление мысли.) Прочитайте 1-й абзац § 38 и скажите, что различно в синтаксисе двух предложений. По материалам этого параграфа ответьте на вопросы:

• Какие союзы употребляются в предложениях с разной целью высказывания? (3-й абзац.)

• Может ли в предложении с косвенной речью быть знак вопроса?

• От чего зависит выбор местоимения и формы глагола? (Информация «Возьмите на заметку».)

2. Анализ синтаксических конструкций.

• Упр. 334 - устно по заданию.

• Упр. 335 - 1-е предложение на доске, 2 любых - самостоятельно.

• Упр. 338 - устно записать 2-3 предложения на выбор.


V. Домашнее задание:

устно упр. 332.






Для любых предложений по сайту: [email protected]