ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ

Цели:

1. Закрепление умения обособлять обстоятельства.

2. Формирование умения различать одиночные деепричастия и наречия, похожие по форме.

3. Орфографический повтор.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

Найдите строчку, в которой во всех словах пропущена буква «е».

1) строишь, стелешь, винегрет, ненавидел;

2) увидев, борется, о Дарье, удостоенный;

3) посмотрит, сочетание, понимание, в тетради;

4) дезертир, бреется, землетрясение, зимним днём.

Найдите среди слов деепричастие, объясните написание суффикса. Придумайте к деепричастию зависимое слово, например, увидев ее ослепительную улыбку. Составьте предложение, поставьте знаки препинания.


II. Актуализация знаний.

1. Изучение теоретического материала на стр. 164 (2).

2. Конструирование предложений с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами.

Учитель: Обратите внимание на написание предлогов. Придумайте и запишите два-три предложения, поставьте знаки препинания. Например,

• Мы пошли в поход, несмотря на непогоду.

• Согласно распоряжению директора, в школе организован День здоровья.

Обратите внимание на падеж существительного с предлогами согласно, благодаря, вопреки.

• Ввиду быстрого таяния снегов возникла угроза затопления низменных мест.

3. Упр. 285 выполняется с карандашом, проверка.


III. Проверка домашнего задания.

Упр. 288 - орфографический и пунктуационный анализ. Читающим (2-3 ученикам) учитель ставит отметку, остальные осуществляют самоконтроль.

Упр. 289 - прочитать задание. Это домашнее задание.

Учитель: В чём особенность предложений, которые будут составлены? (В них надо обособить обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, то есть их нужно выделить запятыми с двух сторон.)


IV. Актуализация знаний.

1. Упр. 294

Учитель: Прочитайте задание к упражнению, В чём особенность предложений? В них одиночные деепричастия, которые не всегда обособляются, поэтому нужно прочитать информацию «Возьмите на заметку» на с. 171 (1).

Определите номера предложений, где, по вашему мнению, есть обособленные обстоятельства, и номера предложений с необособленными обстоятельствами.

Проверьте себя: обособленные одиночные деепричастия есть в предложениях 1, 2, 3, 6, 8, 10. Необособленные одиночные деепричастия - в предложениях 4, 5, 7, 9.

Одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия, при этом они отвечают только на вопрос как?, утрачивая возможность отвечать на вопрос деепричастия что делая при этом?. Кроме того, отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация. Перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается.

Прочитайте предложения, в которых ошиблись с запятыми, вслух.

2. Запишите по два предложения с обособлением и без него; обратите внимание, что в предложении могут быть другие знаки препинания (в предложениях 1, 4, 5, 9).


V. Диагностика усвоения.

Упр. 296 - только запись в соответствии с нормами пунктуации.

Учитель: Из какого произведения отрывок? («Дубровский» А. Пушкина.)


VI. Домашнее задание:

упр. 289; карандашом упр. 292.






Для любых предложений по сайту: [email protected]