Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)
Цели:
1. Закрепление умения правильного пунктуационного оформления обособленных определений.
2. Диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 278 - самопроверка.
Учащемуся - если есть ошибки, их посчитать, согласно нормам оценок поставить себе отметку.
Учителю - похвалить, если получилось хорошо. Останавливать читающего ученика после каждого предложения, спрашивая, кто ошибся, почему, понятно ли сейчас.
II. Закрепление изученного.
1. Устно.
Учитель: Назовите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки.
Предложения на доске или через проектор.
1) Впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.
2) Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.
3) Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.
4) Из угла комнаты на неё смотрели два других глаза, неподвижные. огромные
5) В глазах Веры выражались недоверчивость и что- то, похожее на упрёк.
6) Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, сорваться в ущелье.
Допущены ошибки в предложениях 2, 3, 6. Записать с правильной пунктуацией.
2. Самостоятельная работа.
Аналогичное задание. Внимательно читайте требование:
1-й и 3-й варианты - номера предложений, где есть пунктуационные ошибки; 2-й и 4-й варианты - номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.
1-й и 2-й варианты
1) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
2) Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
3) Взволнованные встречей, засыпали они.
4) Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
5) В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
6) И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.
3-й и 4-й варианты
1) Нет слаще покоя; покупаемого трудом.
2) Науки, чуждые музыке постыли мне.
3) Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
4) Юный лес в зелёный дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.
5) Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
6) Усталый, лёг я отдохнуть под большим кедром.
Взаимопроверка. Если в работах 1-го и 2-го, 3-го и 4-го вариантов есть одинаковые номера предложений или пропущены какие-либо, объяснить друг другу причину. В случае несогласия - помощь учителя.
3. Проверочный диктант.
Задание: записать предложения под диктовку.
1) Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Сметает пыль с гранитных плит.
(Обособленное приложение после определяемого слова.)
2). ...Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах.
(Относится к личному местоимению.)
3) Где порой
В глубокой скважине стены.
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой.
Сидит, испуганный грозой?
(Приложение, причастный оборот после определяемого слова.)
4) Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом...
(Два последних причастных оборота.)
5) Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты.
6) Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов.
7) И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Учитель: Откуда эти отрывки? (Из «Мцыри» М Ю. Лермонтова.)
III. Домашнее задание:
из упражнений § 33 (упр. 249, 254, 255, 261, 264, 266, 273, 277) составить релейный диктант из предложений на разные случаи обособления, не менее 15-ти.
Можно объявить, что при хорошей общей отметке за домашние работы учащиеся освобождаются от письменных домашних заданий в мае.