Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ (ОБОБЩЕНИЕ)
Цели:
1. Контроль и самоконтроль усвоения темы.
2. Орфографический и пунктуационный контроль.
3. Формирование умения использовать вводные слова в речи письменной и устной.
Ход урока
I. Синтаксическая разминка.
Задание: в текст (написанном на доске или показанном через проектор) вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок.
...много я слышал разных споров о счастье. Счастье ... - это богатство, деньги. Но ведь ... настоящего счастья, верной дружбы ...не купить. Если ... человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему ... немного не по себе. Совесть ... точит. А от совести ... никакими деньгами не откупишься. Счастье ... - это не только иметь, брать, получать. Счастье ... ив том, чтобы отдавать, помогать ...и делиться радостью.
(По Л. Кассилю)
Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, скажем, разумеется, по-нашему, значит, по-моему, я думаю, несомненно и другие (смотри на с. 126-128).
Задание: роль вводных слов в данном тексте - создание атмосферы доверительности, размышления. Запишите понравившиеся вам 2-3 предложения с вводными словами, поставьте нужные запятые.
II. Диагностика усвоения темы.
Предлагаемый ниже дидактический материал можно использовать как объяснительный диктант, когда учитель обращает внимание на орфограммы (например, найдите корень в слове «страстный», проверьте его написание), на пунктограммы (например, не забудьте в этом предложении выделить деепричастный оборот и вводное слово); или как диктант «Проверяю себя»; или как раздаточный материал с деформированным текстом (то есть с пропущенными буквами и знаками препинания внутри простого предложения).
1.
Друзья мои, читайте книги! Книги - наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, достигло в далёком прошлом; во-вторых объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову, и, конечно, любовь к языку.
2.
Книга может быть оружием. Есть книги-бойцы, пробитые пулями. Есть книги, которые сжигали на кострах, но от пламени их костров не рассеивался, а наоборот, сгущался мрак. Книга, которая может быть названа Книгой с большой буквы, которая несёт Прометеев огонь своего создателя и похожа на факел, без сомнения. мрак разгоняет, приближая час торжества.
3.
По словам младшего брата, Пушкин, будучи мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающиеся ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу; Мольера, Бомарше и других Как вспоминают многие лицеисты, он поражал своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним бережно.
4.
Страстным собирателем книг и читателем был А. Пушкин. По воспоминаниям современников, умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!».
По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее десяти тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.
Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения античных авторов в переводах и оригиналах, всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
(По Г. А. Богдановой)
5.
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно, и через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не_могли её найти. Мы направились на шум прибоя, но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие песчаные овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть-чуть не сорвался. К счастью, мы не попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы все-таки из него выбрались. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю.
6.
Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался, к счастью, вовсе не тяжёлым.
Путники, измученные долгим блужданием по пустынным местам, с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.
Смыв пот и грязь с разгорячённых тел, они, во-первых, расположились на берегу и уже потом стали смотреть на неподвижную водную гладь. По-моему, глядеть на воду - особое наслаждение. Кругом тишь и безлюдье. О берег тихонько бьётся неугомонная волна, кажется, не спеша плывут куда-то облака, беззаботно, с моей точки зрения, распевают птицы, не_испытавшие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый, к счастью, разрушительной деятельностью человека уголок... Здесь, без сомнения, быстрее восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы.
Все, как оказалось, были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь.
III. Домашнее задание:
§ 30, упр. 226 устно, упр. 238 (буквы карандашом).