РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАТЬЯ В ГАЗЕТУ. ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ, СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАТЬЯ В ГАЗЕТУ. ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ, СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

Цели:

1. Введение понятия о статье как о жанре.

2. Формирование умения работать с газетной статьёй.

3. Формирование умения анализировать статью.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы по упр. 182. Объявить, что общая отметка по теме «Однородные члены предложения» выставляется в журнал.


II. Изучение нового материала.

1. Изучение теоретического материала.

Используя материал § 42, с. 219-226, допишите концовку предложения с однородными членами: Газетная статья - жанр публицистики, при помощи которого (привлекается внимание к проблеме, объясняются причины явлений, обобщаются факты и при этом проявляется позиция автора).

2. Анализ статьи, упр. 373

Образец: В статье рассматривается вопрос о том, какими качествами должен обладать человек, которому предстоит развивать науку будущего, - это тема статьи. В тексте проявляется личная позиция автора: заинтересованность, доброжелательность, требовательность. Это помогает автору быть убедительным при раскрытии темы. Основная мысль - будущее закладывается сегодня, нужные качества для учёного воспитываются смолоду. Задача речи Н. Семёнова - заинтересовать юного читателя, убедить его, дав информацию.

Для того чтобы реализовать эту задачу, автор использует следующие языковые средства: прямые обращения к читателю (сегодняшние школьники, дорогие школьники, молодые путешественники в неведомое).

Эмоциональность придают вопросительные, восклицательные и побудительные предложения. Повторы возвращают читателя к сказанному, акцентируя его внимание на самом, по мнению автора, важном. Украшают текст, делая его более выразительным, и поясняют сказанное ряды однородных членов. Вводные конструкции придают тексту композиционную стройность.

Особенность текста - вопросно-ответное построение, создающее впечатление диалога автора и читателя.

Начинается статья с постановки проблемы, зачин оформлен в виде ряда вопросов, ответ на которые даётся в основной части. В заключение - вывод, обобщающий повтор сказанного.


III. Закрепление изученного.

Можно организовать групповую работу.

Задание: по образцу (упр. 373) чтение нескольких принесённых с собой газетных статей, выбор группой статьи для анализа.


IV. Домашнее задание:

упр. 374, задание 2, упр. 375.






Для любых предложений по сайту: [email protected]