Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ
Цели:
1. Введение понятия об однородности и неоднородности определений.
2. Формирование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами.
4. Закрепление умения работать с индивидуальным конспектом.
Оборудование, наглядность: конспекты, раздаточный материал.
Ход урока
I. Диагностика усвоения темы.
1. Разминка «Да - нет».
Учитель: Нужна ли запятая перед союзом и?
Нет - 1) Смех и песни сливались в нестройную музыку.
Да - 2) Солнечный зайчик пробежал по подушке, и по полу, и по зеркалу, отразившись в нем.
Нет - 3) Человек всегда найдёт простор, дело и цель для мечтаний.
Нет - 4) Туча росла и захватывала восток и запад.
Нет -5) И день и ночь скакали мы вперёд.
Да - 6) Ветер затих, и туча росла.
Нет - 7) В этом возгласе были восхищение и благодарность, любовь и сочувствие
Нет - 8) В саду дорожки и грядки заросли лопухами и укропом.
Эту работу можно выполнить иначе: написать по два предложения на отдельных листах, предлагая сказать «да - нет» до начала урока.
2. Работа по карточкам раздаточного материала.
Задание: расставьте знаки препинания
1) К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо.
2) Всходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда.
3) Зима промелькнёт и лето, и снова метели метут.
4) Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был виден каждый лист.
5) Извозчик взмахнул кнутом, и сани поползли медленно и грузно.
6) Артист поднял смычок, и все смолкло.
7) С последними лучами солнца по высотам загорелись огни и нитями опоясали вершины холмов
8) Немая степь синеет, и венцом серебряным Кавказ ее объемлет.
9) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита либо молодая берёза,
10) Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера.
11) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать
12) Нет исхода от вьюг, и погибнуть мне весело.
13) ...вчера с зарёй всё грачи летали да как сеть мель- кат вон за той горой.
14) Ещё напор, и враг бежит.
15) Он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперёд.
Данный материал можно разделить на 2-3 варианта.
II. Изучение нового материала.
1. Работа с конспектом.
Учитель: Что вы сумели выбрать для конспекта? Необходимо различать однородные и неоднородные определения, так как это вопрос пунктуационной грамотности. Признаки различия можно записать в два столбика.
Однородные |
Неоднородные |
- не зависят друг от друга: - интонация перечисления; - возможность постановки союза и между ними; - или качественные, или относительные; - отличительные признаки разных предметов: - характеристика общих признаков, сходства; - эпитеты; - синонимы; - после определяемого слова; - противопоставление при одном слове; - часто по схеме прилагательное + причастный оборот. |
- поясняет первое слово всего словосочетания; - характеризует предмет с разных сторон: материал и впечатление, размер и цвет, форма и возраст и т. д.; - качественное + относительное. |
2. Анализирование синтаксических конструкции. Упр. 171.
Задание: выразительно прочитайте, устно докажите, что определения в предложениях или однородные, или неоднородные. Например: «В первом предложении определения «пушистый белый (снег)» не являются однородными, так как 1-е слово обозначает качество, 2-е - цвет то есть предмет охарактеризован с разных сторон, поэтому не надо ставить запятую». «В 4-м предложении определения «бесконечный, осенний (дождь)» - однородные, так как «бесконечный» - это эпитет, передающий отношение к дождю».
III. Тренировочные упражнения.
1. Конструирование предложении. Упр. 173 выполняется устно. Например, Наступило жаркое, знойное лето или Наступило жаркое южное лето. Записать три понравившихся примера. Не забудьте запятые!
2. Анализ синтаксических конструкций.
Задание: запишите предложения, определите однородность определений, если нужно, не забудьте запятые.
1) Это единственное решение трудной математической задачи.
2) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.
3) Это была смелая, виртуозная работа щедрого мастера.
4) Наш путь преградила небольшая горная речонка.
5) Тонкий лунный свет создает странное, пугающее впечатление.
IV. Закрепление изученного.
Выборочный диктант.
Задание: выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.
1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода.
2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки.
3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство.
4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук.
5) Надвигался знойный, тяжёлый день.
Вопросы по орфографии.
V. Домашнее задание.
Упр. 172, 173 (не сделанные на уроке предложения).