Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ БЕССОЮЗНОЙ И СОЮЗНОЙ СВЯЗИ
Цели:
1. Формирование умения постановки знаков препинания при однородных членах с различными союзами.
2. Закрепление умения находить однородные члены в предложениях, определять их синтаксическую роль.
3. Формирование умения работать с конспектом.
Оборудование, наглядность: индивидуальные конспекты, карточки раздаточного тестового материала.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Задание:
1. Составьте словосочетания так, чтобы слова жаренный, жареный, организовано, организованно были записаны в соответствии с нормами орфографии. Например, жаренный на масле, жареный гусь, организовано хорошо, делали организованно. Это вам пригодится при записи под диктовку.
2. Составьте с любым словосочетанием предложение так, чтобы оно соответствовало схемам. Сначала прочитайте схемы. Проверка.
II. Проверка домашнего задания.
Одновременно с разминкой - схемы к упр. 162.
Упр. 161 устно, возможно, одно предложение будет прочитано несколько раз, с несколькими союзами. Если предложения получатся однотипными - корректировать по ходу чтения, используя материал нас. 101, 102.
III. Актуализация знаний.
1. Графический анализ предложений.
Задание: составьте схемы к двум любым предложениям из упр. 161 с разными союзами.
2. Работа с индивидуальным конспектом. Заполняем вторую часть, показывая схемами знаки препинания при составных и повторяющихся союзах.
3. Графический диктант.
Задание: составить схемы предложений с однородными членами предложения. Предложения не записывать.
1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
2) Щёки румяны, и полны, и смуглы.
3) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогнали тёмных дум.
4) Небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.
5) Им приходилось как землю рыть, так и камни обтёсывать.
6) Виднелись равнины или далёкие горы.
7) Ты захвати в лес нашу книжку да на чем посидеть.
Устно - чтение схем: например, в первом предложении три однородных дополнения, между первым и вторым - запятая, второе и третье соединяет союз и, поэтому запятой нет По конспекту проверить постановку запятой или её отсутствие.
IV. Закрепление знаний.
1. Анализ текста с однородными членами предложения.
Задание: записать, графически объяснить знаки препинания Далее взаимопроверка с взаимообъяснением.
Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный. От дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами. Хозяин с умом и любовью расположил растения в саду Не только на каждом дереве, но и на кусте лежала такая своеобразная, яркая красота, что нельзя было ни пройти мимо, ни смешать одно с другим. Исполинские кусты алоэ не боялись солнца и далеко и широко раскидывали свои сочные и колючие кусты.
2. Тестовый контроль - о постановке знаков препинания.
1) В этих предложениях однородные члены связаны соединительными союзами.
1-й вариант
A) Стали и ниже и уже настежь открытые двери.
Б) И остались там, у светлой реки, только дети да женщины да старики.
B) То насыпью то глубью лога то по прямой за поворот змеится лентою дорога безостановочно вперёд.
Г) В тот миг не видел ни лица ни черных кос, сплетённых туго.
2-й вариант
А) Ты позабыть не мог ни пруд забытый с мельницей раструской, ни ветхий дворик, ни туманный стог.
Б) Вперёд то под гору, то в гору бежит прямая магистраль.
В) Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча смотрел ему в глаза.
Г) Все окна как в барском доме так и в людских отворены настежь.
2) В этих предложениях между однородными членами, связанными разделительными союзами, нужно поставить запятую.
1-й вариант
A) Лебяжьи крылья на ветру то слишком широко раскинутся то сложатся перо к перу.
Б) Высоко в небе соколы летают - ни враг ни туча их не пугают.
B) Они садились друг перед другом и беседовали либо читали либо просматривали альбомы.
Г) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или облаками летали то здесь то там то по горизонту.
2-й вариант
A) Река моя лишь берегами то меркнет то в лучах горит.
Б) За лесами ли за горами ли будто с милой вновь сидим неподвижно, точно замерли, настороженно глядим.
B) Вверх по галереям шли грязные скользкие лестницы.
Г) На лице у него выступил не то страх не то досада.
3) В этом предложении однородные члены связаны противительными союзами, надо поставить запятую.
1-й вариант
A) Мы надеялись никогда больше не встретиться, однако встретились.
Б) Солнце ещё раз показалось из-за сосен но уже не могло согреть лосят.
B) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
Г) Выбирать книги для своего и чужого чтения - не только паука но и искусство.
2-й вариант
A) Как зимой так и летом для наблюдательного человека в тайге много интересного.
Б) Было светло но по-осеннему скучно и серо.
B) Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке а улеглись постелью гладкой и строго окаймили лес.
Г) Maл язык да всем телом владеет.
4) В этом предложении знаки препинания поставлены верно.
1-й вариант
A) Извозчик между тем и кнутом, и вожжой, и ногой и словами понукал свою разбитую клячу.
Б) И веют древними поверьями
Её упругие шелка
И шляпа с траурными перьями
Ив кольцах узкая рука.
B) Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами.
2-й вариант
A) Смоленск и Тула, Киев и Воронеж своей прошедшей славою горды.
Б) Пасмурный щегол и шустрый чижик зерна щелкают, водою брызжут...
B) Далеко гулы повторяют и рев и треск, и шум. и гам.
Г) для обоих вариантов. Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.
Правильные ответы:
1-й вариант: 1) А, Б, Г. 2) А, В, Г. 3) А, Б. 4) В, Г.
2-й вариант: 1) А, В, Г. 2) А, Б, Г. 3) Б, В, Г. 4) А, Б, Г.
V. Домашнее задание.
Упр. 164 карандашом, задания 1, 2 письменно. Упр. 168. Индивидуально задание 167 устно.