ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНОСТИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНОСТИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

1. Формирование понятия об однородности.

2. Формирование умения составлять опорный конспект и рассказывать по нему.

3. Формирование умения определять однородные члены предложения, доказывать их однородность.

Оборудование, наглядность: схема для индивидуальных конспектов.

Ход урока

Оформление записей, постановка целей урока, впереди – 10 уроков, посвящённых изучению однородных членов предложения и знаков препинания при них. В этом нам помощником будет опорный конспект. Наша задача на сегодня - начать его заполнять и учиться им пользоваться.

I. Вводная беседа-инструктаж.

1. Схема опорного конспекта.

Учитель: Сколько смысловых частей получилось в ваших конспектах? (Их должно быть 4, но у детей возможны разные варианты:

1 - определение этого языкового явления,

2 - знаки препинания при союзной связи,

3 - однородные и неоднородные определения,

4 - обобщающие слова.)

Это может выглядеть так:


I. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

image13

II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЮЗАХ

- одиночных - повторяющихся – составных


III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

однородные

неоднородные



IV. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ


2. Оформление записей. Знак однородного члена - О, внутри - символ члена предложения. Прочитать запись:



Это схема предложения с однородными сказуемыми, связанными по смыслу и интонационно; разделено запятой после каждого однородного сказуемого.


III. Изучение нового материала.

1. Анализ теоретического материала,

Учитель: Определение однородности включает четыре положения. Назовите их или найдите в § 24 или у себя в черновике.

Учащиеся:

1) К однородным членам предложения задается один и тот же вопрос от одного и того же слова;

2) они равноправны и независимы;

3) присутствует интонация перечисления;

4) связаны интонацией или интонацией и союзом.

Запись в конспекте.

Устно выполняются упр. 151, 152 - найдите однородные члены предложения, докажите.

Чтение схем в упр. 157:

1) это схема предложения с тремя однородными подлежащими, связанными интонационно, разделены запятой после первого и второго однородных членов;

2) это схема предложения с тремя однородными обстоятельствами, связанными союзами то, разделяется запятой после первого и второго однородного обстоятельства.


III. Закрепление изученного.

Анализ синтаксической конструкции.

1. Выразительно прочитать, записать, подчеркнуть однородные члены, рядом составить схемы. В хорошо подготовленном классе можно попробовать без диктовки запятых.

Как я люблю свои берёзы,

свои леса, свои луга,

и ночи летние, и грозы,

и зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор

И травки бархатны й. душистый

С цветами скромными ковёр.

Схема первого предложения:


image15


Схема второго предложения:


image16


Люблю я мрачные картины

Своих попей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

Сколько и какие предложения диктовать - решает учитель.

2. Запись и анализ предложений с однородными членами предложения,

1-й вариант. Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал эти чувства.

2-й вариант. Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятла и журчанием воды.

3. Самостоятельная работа. Упр. 153.


IV. Домашнее задание:

упр. 156, дополнить конспект (2-я часть).






Для любых предложений по сайту: [email protected]