Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4. ИЗЛОЖЕНИЕ
Цели:
1. Закрепление навыка передачи текста с сохранением его типологической формы (эссе), основных лексических и синтаксических особенностей.
2. Орфографический и синтаксический контроль.
Оборудование, наглядность: иллюстрации, связанные с Лицеем, Пушкиным-лицеистом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Беседа.
Текст, содержание которого мы сегодня попробуем изложить, - эссе по жанру, то есть автор в свободной форме передает информацию и своё отношение Речь пойдёт о пушкинском Лицее. Ваша задача - попытаться сохранить манеру автора, его лексику и синтаксис предложений, использованных им. (Текст из книги Т. А. Колгановой «Сочинения различных жанров»).
На доске выписать имена, встречающиеся в тексте: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг.
II. Текст
Царскосельский Лицей
Пушкин. Пушкин. Пушкин...
Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы поднимают меня на второй этаж известного в России здания, Пушкинского Музея. И вот я в широком коридоре, по обе стороны которого комнаты лицеистов Двери полуоткрыты. На столе белый матовый кувшин. Странно, но мне показалось, что именно сегодня в кувшин заботливо налита вода. Несколько капелек, собравшись вместе, тоненькой змейкой стекли к донышку, на стол. Стул в углу совсем без украшений, словно здесь жили монахи. Небольшая тёмная кровать, как раз для подростка тринадцати-пятнадцати лет Арочное полукруглое окно во всю стену с занавесками.
Комнаты, комнаты, комнаты... Мелькают таблички на дверях, как будто воскресает история. Вот комната Вильгельма Кюхельбекера, а здесь жил И. Пущин. Не спрашивая себя ни о чём, глазами ищу комнату Пушкина. Вот она, под номером тринадцать.
Высокий-высокий потолок этажа странно похож на купол церкви. Тонкая перегородка разделяет комнаты лицеистов. Я уже почти слышу, как поздней ночью друзья-соседи Пушкин с Пущиным тихо шепчутся сквозь тонкую перегородку. Луна лениво освещает знакомый профиль Пушкина... О чем они говорят? О прошедшем дне или о Наполеоне? О воине 1812 года?
Или нет. Вечер. Пушкин сидит на кровати, поджав ноги, ероша непослушные кудри, с пером в руке, на коленях - исчёрканный листок, глаза блестят, в них отражается огонёк свечи.
Или, облокотившись на подоконник, он смотрит на низкие тёмные тучи и водит пальцем по запотевшему стеклу. За окном голые ветки деревьев, и ветер кружит рыжие стаи листьев...
Сейчас коридор молчит, я представляю себе, что лицеисты спят. Через несколько минут раздастся громкий звонок на занятия, и коридор, потеряв свою строгость, превратится в муравейник. Оживлённые голоса, хлопанье дверей, громкие шаги возвестят о приходе утра. Вот неуклюжий Вильгельм спешит к себе в комнату, наверное, что-нибудь забыл. Дельвиг не торопится выходить. А где же Пушкин? Вижу! Стремительная походка, во всём скорость, жизнь!
За окном сад, где прогуливались лицеисты, где Пушкин, быть может, откинув голову чуть назад, читал свои первые стихи, а может, задумавшись, очерчивал зонтиком землю...
Пушкин. Здесь везде Пушкин.
III. Домашнее задание:
найдите материал для творческого задания, то есть информацию, которую можно добавить в рассказ Например, имена лицеистов, названия первых стихотворений, историю об экзамене по словесности, названия и строчки из стихотворений об осени, любимом времени года А. Пушкина.