Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ДОПОЛНЕНИЕ
Цели:
1. Формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнение.
2. Формирование умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме.
3. Пунктуационный и орфографический повтор.
Оборудование, наглядность: таблица-схема: «Главные и второстепенные члены предложения».
Ход урока
I. Синтаксическая дуэль.
Учитель: Лишь правильно записав концовку предложений» вы сможете «остаться невредимым» в синтаксической дуэли.
1) особый вид определения, выраженный существительным, - ... (приложение);
2) главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое?», - ... (сказуемое);
3) в двусоставном предложении основа состоит из ... (подлежащего и сказуемого);
4) существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и ... (сказуемым);
5) член предложения, отвечающий на вопрос «чей?» - ... (определение);
6) в предложении В классе тихо, слово «тихо» - ... (сказуемое, именная часть составного);
7) определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, - ... (несогласованное);
8) предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - ... (нераспространённое).
Проверка: кто «ранен», «убит»; что не получилось, объяснить.
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний: сформулировал» вопрос о дополнении аналогично тем, которые были в синтаксической дуэли.
2. Изучение теоретического материала.
§ 14. Что нового о дополнении узнали?
• Среди частей речи, выступающих в роли дополнения, - числительные, инфинитив, фразеологизмы.
• Различаются прямые и косвенные дополнения.
• В чём особенность прямого дополнения? (Его можно перепутать с подлежащим, способ проверки: во-первых, смысл предложения, во-вторых, к подлежащему вопрос «кто? что?», к дополнению - «кого? что?».)
III. Тренировочные упражнения.
1. Упр. 97: устно определить, где дополнение, где подлежащее.
2. Устно упр. 93, найти дополнения, определить части речи (как можно больше спросить учеников, проговаривая, как определять в тексте дополнения).
3. Комплексный анализ текста.
1) запись под диктовку,
2) определить основу,
3) найти дополнения,
4) орфографический и пунктуационный комментарий.
В 1928 году итальянский генерал Нобиле задумал повторить путешествие Амундсена к Северному полюсу Экспедиция была широко разрекламирована средствами информации. Папа римский вручил Нобиле крест для водружения на Северном полюсе. Предвкушая славу завоевания Северного полюса, далеко не скромный итальянский генерал захватил свой парадный мундир. Но дирижабль «Италия» прекратил радиосвязь На помощь вылетел Амундсен, вышли норвежские и немецкие суда. В Арктику направился самый мощный в те времена русский ледокол «Красин». Спасение экспедиции - главная задача, поставленная перед экипажем. Команда ледокола спасла семь участников экспедиции.
Методика проведения: 1-e-2-e предложения написать на доске и в тетради, 3-е-4-е - комментирование, остальные предложения - самостоятельно.
IV. Домашнее задание:
упр. 94 по заданию + задание 2, упр. 95 отредактировать, информация «Возьми на заметку».