Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Цели:
1. Формирование умения находить определение в тексте, задавать вопрос.
2. Введение понятия о приложении.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание:
1) Выразительно прочитайте; определите, что содержится в названии - тема или основная мысль?
2) Запишите, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. Фет
Учитель: Объясните графически знаки препинания в первом предложении, прокомментируйте, (Первая и вторая запятые разделяют три части сложного предложения, 3-я и 4- я выделяют (обособляют) причастный оборот.)
3) Определение основы:
II. Актуализация знаний.
1. Беседа.
Учитель: Посмотрите на тему урока, скажите, что ещё надо сделать? (Найти определения.)
2. Изучение теоретического материала - § 13, с. 51-52 (до приложения).
3. Актуализация знаний, нахождение согласованных и несогласованных определений в тексте стихотворения А. Фета.
4. Упр. 84 - 1-е, 2-е предложения устно: буквы, знаки препинания. 3-е - 10-е - по вариантам. Индивидуальная помощь учителя на этом этапе необходима!
III. Изучение нового материала.
Цель: научиться находить приложение.
1 Изучение теоретического материала на с. 52-53.
2. Упр. 87 - нахождение приложений, о дефисе при приложении мы поговорим на следующем уроке. Второе предложение записать.
IV. Закрепление изученного.
Задание: в записанных предложениях найдите определения, скажите, в каких ситуациях определения будуn эпитетами? (Когда определение выражено прилагательным или причастием, употреблено в переносном смысле, передаёт отношение говорящего к тому, о чём говорится, передача своего настроения. Например, солнышко улыбающееся - эпитет, солнышко весеннее - не эпитет.)
1) Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной. (Эпитет - «шелковые», так как такими их увидел С. Есенин.)
2) Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. («Седые» - эпитет.)
3) Я совершенно утратил способность писать.
4) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разных оттенков.
5) Это была обыкновенная кукла с голубыми глазами, на ней было платье из тюля.
V. Домашнее задание:
упр. 85 устно, 86, 93 - только словосочетания.