Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н-НН» В СУФФИКСАХ
Цели:
1. Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие.
2. Контроль знания теоретических положений о написании н-нн
3. Закрепление умения применять правило по алгоритму.
Оборудование, наглядность: таблица-алгоритм «Написание н-нн».
Ход урока
Оформление записи на доске, в тетради.
I. Лингвистическая разминка.
Учитель: Перечислите с примерами части речи, встретившиеся в упр. 4. Есть ли в упр. 8 причастие? (Нет.) Как вы различили прилагательное и причастие? Об этом и о написании н-нн в суффиксах пойдет речь на сегодняшнем уроке.
II. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 7. Дополните краткую форму прилагательного там, где возможно. В ней столько же «н», сколько и в полной. Например: «жизненна».
2. Упр. 10. Главное отличие написания н-нн у кратких прилагательных и причастий: у кратких причастий всегда пишется одна буква «н» в суффиксе. (См. схему-алгоритм на следующей странице).
III. Актуализация знаний.
1. Выборочный диктант.
Задание: выписать словосочетания с прилагательными, наречиями, причастиями в суффиксах.
В ясный весенний день ранним утром мы собрались на охоту. Я надел кожаную куртку длинные охотничьи сапоги. Мой юный спутник был в обыкновенном костюме, стареньком шерстяном свитере, полотняной рубашке. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную в молоке просоленную рыбу, варёную картошку, маринованные огурцы.
В этом месте можно сделать паузу и попросить прочитать словосочетания.
Продолжение работы.
Мы пошли вдоль песчаного берега реки. Деревянный мостик соединил деревню с большим лиственным лесом. Бесчисленные мошки вились непрошеными гостями над некошеным лугом в этот тихий, безветренный день.
Проверка.
2. Работа со схемой-алгоритмом. Объясните написание слов, в которых ошиблись.
3. Словообразование.
Задание: от глаголов «варить», «солить», «мостить» образовать два слова с -н- и два слова с -нн-. Например, варёные, солёные и сваренные, засоленные. Проверьте себя по алгоритму.
СХЕМА-АЛГОРИТМ
4. Анализ языкового материала: различение кратких прилагательных среднего рода и наречий.
• Упр. 11 - карандашом.
• Упр. 12 - два любых слова в словосочетаниях записать.
• Упр. 13 + комплексный анализ текста: выписать слова или словосочетания с н-нн: синтаксическое задание 2 словообразовательное задание 3, морфологическое задание - перечислить части речи в 1-м абзаце.
IV. Контроль усвоения.
Задание: читаются слова с н-нн (по три слова). Надо записать только количество «н» в суффиксе. Сколько читать строчек и какие - на усмотрение учителя в зависимости от подготовленности класса
1 |
2 |
3 |
деревянный дом |
крашеный пол |
ветреный день |
срублено дерево |
покрашенные полы |
покрашена дверь |
ледяной дом |
погашены огни |
гружёный вагон |
варёный горох |
соединены вместе |
выдуманная история |
истинный друг |
нечаянно |
равнинная даль |
украшенный класс |
построенный дом |
прочитана книга |
написано мною |
медленный ритм |
туманна даль |
старинный дом |
решённая задача |
озлоблена |
серебряный кулон |
услышанный шум |
брошенный мяч |
блюда изысканны |
она рассеянна |
лица сосредоточенны |
деньги изысканы |
рассеяны ветром |
сосредоточено в лесу |
Проверка. Можно предложить записать слова, в которых ошиблись.
V. Домашнее задание.
Дополнительно упр. 12, перфокарта из 18 слов; упр. 14 - словосочетания, сначала составить с н-нн, потом остальные; упр. 16 - по три слова.