Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РЕЧИ
Цели:
1. Закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их.
2. Формирование умения правильного словоупотребления.
Оборудование, наглядность: схема «Виды связи в словосочетаниях», раздаточный материал
Оформление записей, постановка целей урока.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Беседа-опрос.
Учитель: Какие знания вам понадобились при выполнении домашнего задания? Расскажите, как выделяли словосочетания, как определяли вид связи (то есть алгоритм работы).
Помощь тех, кто справился с заданием к упр. 35, тем, у кого возникли трудности.
2. Упр. 38. Выразительно прочитать, по заданию назвать словосочетания, охарактеризовать их. Орфоэпическое звучание слов «спица» и «спится» - одинаковое звучание существительного и глагола. Составьте с ними словосочетания разных видов, например, хорошо спится (примыкание), спица для вязания (управление), тонкая спица (согласование).
II. Контроль усвоения.
1. Тест.
Задание: выберите правильный вариант.
1) В этом словосочетании главным словом является:
1-й вариант
2-й вариант
2) Эти словосочетания синонимичны по значению:
1-й вариант: а) горный воздух; б) берег моря; в) влажный от тумана; г) воздух гор; д) морские берега, е) туманные дали.
2-й вариант: а) речной залив; б) замочная скважина; в) заливать берег; г) залив реки; д) скважина замочка; с) береговой залив.
3) В этом предложении слова, составляющие словосочетание, связаны способом согласования:
1-й вариант
а) Росинки падают неловкие.
б) Пронзительные птичьи голоса умолкли.
в) Зима в городах неказиста.
г) Как пышно и грозно пылают куртины!
2-й вариант
а) Заборы влажные блестят.
б) Готово шоссе для разбега.
в) Ночной небосвод раскалён и багров.
г) Трава чуть-чуть свистела.
4) В этом предложении слова, составляющие словосочетание, связаны способом управления:
1-й вариант
а) Не шелохнётся речки гладь.
б) Облетают последние листья.
в) Рябина мокнет у забора.
г) По листкам и вдоль стебля осели гарь и грязь.
2-й вариант
а) Дорога скрипит под ногами.
б) Смолкли птичьи разговоры.
в) За лесом пушки грохотали.
г) Вперёд время устремилось.
5) В этом предложении слова, составляющие словосочетание, связаны способом примыкания:
1-й вариант
г) Дождём промыт дубняк.
б) Пусть в дом врывается гроза!
в) В садах судачили грачи.
г) Где-то грохот слышался вдали
2-й вариант
а) Дрожат на люстрах огоньки.
б) Пусть солдаты немного поспят.
в) Кружится около ног лиса.
г) И вдруг загремели тучи.
Правильные ответы:
1-й вариант:
1) б, г, е, ж, и, л, н, п, с;
2) а и г;
3) а, б;
4) а, в, г;
5) г.
2-й вариант:
1) б, г, д, з, и, л, н, п, с;
2) а и г;
3) а, в;
4) а, в;
5) б, г.
III. Актуализация знаний.
Нормы словоупотребления.
Задание:
1. Употребите, где нужно, предлог, чтобы получилось словосочетание ругать, беспечность («за»), оплатить, квартира (не надо предлога), радоваться, успехи (нет предлога), не откликнулся, зов («на»), вдуматься, вопрос («в»), * превосходство, противник («над»).
2. Поставьте существительное в нужный падеж:
вопреки (угроза - угрозе), согласно (предписание - предписанию), благодаря (решение - решению), по (прибытие - прибытии) домой, по (окончание - окончании), чуждый (музыка - мушке).
3. Самостоятельная работа или запись с комментированием, Упр. 37.
IV. Koнтроль усвоения темы.
Упр. 40.
1-й вариант - 1-е предложение,
2-й вариант - 2-е предложение,
3-й вариант - 3-е предложение.
Задание: записать четверостишие, выписать все словосочетания, сделать синтаксический разбор. Образец на доске:
Всего 9 словосочетаний.
V. Домашнее задание.
Упр. 40 (2 не сделанных в классе четверостишия) + задание 3, § 7 - изучить.