Синтаксическая роль наречия - Наречие в словосочетании и предложении - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Синтаксическая роль наречия - Наречие в словосочетании и предложении - Текстоведение

Цели урока: 1) закреплять представление о синтаксической роли наречия и слов категории состояния в словосочетании и предложении; 2) учить определять общее значение словосочетаний и составлять словосочетания в соответствии с заданным значением («действие и его причина», «признак и его мера или степень» и т. п.); 3) развивать умение различать грамматические омонимы – наречия, слова категории состояния, формы среднего рода кратких прилагательных.


I. Синтаксическая роль наречия в словосочетании (упр. 590 – 593)

В слабом классе по усмотрению учителя можно предложить ребятам сначала записать приведённые в упражнении 590 словосочетания в тетради, объясняя выбор написания наречий, и лишь затем распределить эти словосочетания по столбикам в соответствии с моделями, устно называя вопросы к зависимым словам, например: наполнить (в какой степени?) доверху.

В случае затруднения учеников слабого класса при работе с упражнением 591 попросим их заполнить пропуски в следующих предложениях и объяснить выбор написания омофонов.

1) В библиотеке на книжных сте(л, лл)ажах ... стоят тома серии "Библиотека мировой литературы для детей" и словаря В. Даля. 2) Елена Александровна а(к, кк)уратно заворачивает (не)сколько выбра(н, нн)ых книг в ... бумагу.

Предложим ребятам выписать ряды синонимов (очень – чрезвычайно – весьма; поразительно – удивительно) в тетрадь и ещё раз акцентируем их внимание на том, что разряды наречий выделяются в соответствии с их значением, поэтому и синонимичные наречия относятся к одному разряду.

Конкурс. Отведём время на выполнение задания 3 упражнения 592 и пригласим ребят поучаствовать в конкурсе на самое интересное по форме и/или содержанию предложение.

Предоставим возможность ученикам слабого класса в случае затруднения при выполнении задания 1 упражнения 593 воспользоваться материалом таблицы на с. 8 и отметим, что глаголы могут не сочетаться с наречиями определённых разрядов.

Поможем ребятам вспомнить фразеологизмы со значением «очень быстро», например во всю прыть, сломя голову, что есть духу, во весь дух, во все лопатки, со всех ног, не чуя под собой ног, и подчеркнём, что не каждый из них подойдёт для составления подписи к фотографии.


II. Синтаксическая роль наречия в предложении (вопросы и задания на с. 52, упр. 595)

Прежде чем ученики приступят к работе с вопросами и заданиями на с. 52, предложим им подчеркнуть в тексте, предварительно вынесенном учителем на доску, все наречия и слова категории состояния как члены предложения и определить вид каждого обстоятельства.

Неспроста брат с сестрой рано пришли домой из школы и сразу затеяли уборку: им очень хотелось получить разрешение пойти в кино. Они намеренно громко включили пылесос и усердно принялись за работу. Уже через час в гостиной было чисто и уютно, и детям приятно было выслушать похвалу родителей.

На основании проделанной работы семиклассники делают обобщения в соответствии с вопросами и заданиями на с. 52.

Попросим учащихся подробно прокомментировать примеры в упражнении 595. По своему усмотрению учитель может предложить образец устного ответа (см. этап I урока 68).


Д. з.: 1) упр. 594 с дополнительным заданием: выписать из предложений два словосочетания с наречиями и провести их синтаксический разбор (см. образец на с. 13 части 3 учебника); 2) индивидуальные задания – упр. 596, 598 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 598 между тремя учениками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]