Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Суффиксы -о и -а на конце наречий - Правописание наречий - Текстоведение
Цель урока: формировать представление о правиле выбора суффиксов -о и -а на конце наречий и вырабатывать умение применять это правило на письме.
I. Правописание н и нн в наречиях на -о (-е) (проверка домашнего задания, объяснительный диктант)
Попросим семиклассников рассказать правило, регулирующее выбор н и нн в наречиях на -о (-е), а затем по опорной записи на доске рассказать о том, как различать наречия на –о (-е) и краткие причастия. Запись может быть, например, такой.
1) Никита разочарова(н,нн)о перелистывал ненужную теперь тетрадь. – Жюри было разочарова(н,нн)о выступлением главного претендента на победу в соревнованиях. 2) Внимание участников олимпиады должно быть сосредоточе(н,нн)о на решении задач. – Капитан рыболовецкого судна сосредоточе(н,нн)о вглядывался вдаль.
По своему усмотрению учитель может провести объяснительный диктант.
Задание. Запишите сочетания слов, объясняя написание наречий и кратких причастий.
Задание не выполнено, никогда не стой на месте, путано объяснять, усиленно заниматься, поступить не по-товарищески, искренне недоумевать, не нужно попусту тратить время, ошеломлённо присвистнуть, ненадолго отлучиться, ниоткуда не слышно музыки, раздосадованно хмыкнуть, помещение заполнено до отказа, не лучше других.
II. Суффиксы -о и -а на конце наречий (текст на с. 43, упр. 574 (работа с прилагательными 1 – 5), 576, 577 (1), в сильном классе – упр. 577 (2))
После того как учащиеся внимательно прочитают текст на с. 43, обратим их внимание на иллюстрацию и попросим объяснить её лингвистический смысл, а затем выучить группы приставок в соотнесении их с суффиксами -о и -а. Организуем хоровое проговаривание (по рядам) этих групп приставок с соответствующими суффиксами.
Акцентируем внимание семиклассников на том, что это правило распространяется только на наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом. Например, в наречияхизвилисто, доходчиво, сдержанно, скованно, как и в других, образованных суффиксальным способом, пишем суффикс -о, несмотря на то что в их морфемном составе присутствуют приставкииз-, до-, с-.
Предложим ученикам сильного класса давать примерно следующие объяснения в процессе работы с упражнением 574: «От основы прилагательного левый приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки в- и суффикса -о можно образовать наречие влево».
По своему усмотрению учитель может предложить ребятам составить и записать два-три предложения с примерами составленных наречий (по выбору учащихся).
Учащиеся внимательно читают текст обиходно-делового стиля, приведённый в упражнении 576, и отмечают, что цель составителя текста - точно, кратко, объективно, понятно сообщить информацию о том, как сервировать стол его основные стилевые черты: точность, краткость при информативной насыщенности, объективность, отсутствие эмоциональности.
В сильном классе по своему усмотрению учитель может обратить внимание учащихся на использование автором языковых средств, создающих черты обиходно-делового стиля: лексических – слов в прямом значении; морфологических – глаголов в форме третьего лица множественного числа в обобщённом значении для обозначения действий, которые обычно производятся теми, кто сервирует стол (кладут, расставляют, наливают, подают); синтаксических – односоставных обобщённо-личных предложений, неполных предложений в составе сложных.
После выполнения орфографической работы предложим ученикам описать фотографию на с. 44, используя информацию текста упражнения.
Проведём совместную работу с текстом упражнения 577 в форме комментированного письма.
Задание продолжить текст «Где живёт Совесть?» (задание 2 упр. 577) предложим ученикам сильного класса. По своему усмотрению учитель может организовать обсуждение вопроса, приведённого в задании, а работу по созданию сочинения-миниатюры предложить в качестве домашней тем ученикам, кто пожелает реализовать свой замысел.
Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с. 43; 2) упр. 574 (работа с прилагательными сухой, давний, чистый); 3) упр. 575.