Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Дефисное написание наречий - Правописание наречий - Текстоведение
Цели урока: 1) формировать представление об условиях выбора дефисного написания наречий; 2) отрабатывать умение учащихся выбирать слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
I. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний (повторение – проверка домашнего задания)
Предложим семиклассникам (по желанию) рассказать о том, как различить наречия и сходные по звучанию сочетания (содержание текстов на с. 30, 32), а затем попросим провести устный грамматический анализ примеров из упражнений, выполненных дома (544, 547 (1 – 11)). После этого учащиеся записывают под диктовку одноклассников, подготовивших индивидуальные задания, составленные ими примеры использования омофонов, и подробно их анализируют.
II. Дефисное написание наречий (текст на с. 34, упр. 553 -- 555 (работа с примером 2), 556)
После внимательного чтения текста на с. 34 предложим семиклассникам попытаться за минуту запомнить примеры наречий, образованных повторением основ, однокоренных слов или синонимов, затем закрыть книги и по очереди называть эти примеры и записывать в тетради. Открыв учебники, ребята проверят, все ли наречия этой группы им удалось вспомнить в ходе совместной работы, а один-два ученика перескажут первую часть текста.
Обратим внимание учащихся на то, что неопределённые наречия образуются с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь и приставки кое- от вопросительно-относительных наречий, и попросим вспомнить, почему они так называются, записать их в столбик и образовать от них неопределённые наречия.
Выясним, понятно ли учащимся, каким способом образованы наречия, соответствующие приведённым в пункте 3 текста моделям, и акцентируем внимание ребят на том, что эти наречия образованы от основ прилагательных приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки по- и суффиксов -ому (-ему), -и и с помощью приставки в- (во-) и суффикса -ых(-их). Обратим внимание учеников на рисунки после текста и попросим их объяснить, какой лингвистический смысл они выражают. Важно, чтобы ребята отметили, что эти рисунки в шуточной форме выражают то же содержание, что и приведённые в пункте 3 схемы. Попросим их записать приведённые в пункте 3 слова по образцу: прежний → по-прежнему.
По своему усмотрению в сильном классе учитель может распределить задание упражнения 553 по вариантам: I вариант самостоятельно составляет и записывает словосочетания с первыми двумя группами слов, II – с третьей и четвёртой, после чего представители вариантов диктуют свои словосочетания одноклассникам, работавшим с другими группами слов, и объясняют написание наречий. Такая форма работы требует, чтобы представители вариантов называли свои словосочетания поочерёдно, например: спорить по-пустому (I вариант), по-осеннему унылый(II вариант), не захотел по-плохому (I вариант), яркий по-весеннему (II вариант) и т. д.
По своему усмотрению в слабом классе учитель может предоставить возможность воспользоваться словами для справок, например (слова даны в произвольном порядке): ветрено, договориться, запеть, расстраиваться, решить, не поступать, рассказать, вышло, одеться, тепло, заговорить, рассказать, сделать, посмотреть, морозно, беседовать, выглядеть, танцевать и т. п.
Попросим учеников выразительно прочитать предложения, выписанные из художественных произведений (упражнение 554), и в процессе записи подробно устно объяснить выбор написания наречий.
Затем ребята выразительно прочитают отрывок из стихотворения С. Есенина и на этом материале выполнят задания 1, 2.
Задания упражнения 556 распределим по группам (рядам): каждая группа (ряд) составляет предложение с одним из вводных слов (по указанию учителя), затем представитель группы диктует составленное предложение классу, объясняя написание наречия, раскрывая значение, которое вносит в это предложение использованное вводное слово и комментируя расстановку знаков препинания.
Д. з.: 1) выучить наизусть текст на с. 34; 2) упр. 555 (задание 1 – работа с примерами 1, 3, 4).
Резерв – упр. 552.