Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Основные способы образования существительных и прилагательных (продолжение) - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики
Цели урока: 1) формировать представление о выразительных возможностях словообразования; 2) повторить сведения о разных способах сложения; 3) восстановить в памяти учащихся сведения об аббревиации и тренировать в правильном использовании сложносокращённых слов в речи.
I. Выразительные возможности словообразования (проверка домашнего задания)
Высказываясь по теме упражнения 43, учащиеся определят, что значение начала действия придаёт глаголам приставка за-.
В том случае, если задание 2 оказалось для ребят трудным, поможем им понять, что использование в одном тексте нескольких глаголов с приставкой за-, соответствующих одинаковым или сходным морфемным моделям, придаёт речи особую выразительность: в первом отрывке использование повторяющихся дважды глаголов застучит, зашумит и глагола завертится создаёт впечатление того, что всё внезапно пришло в движение, а это, в свою очередь, помогает понять эмоциональное состояние рассказчика и других персонажей – участников события, описанного в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Использование глаголов зашевелилось, запело, зашумело, заговорило в лирической зарисовке (второй отрывок) оживляет созданный писателем пейзаж, создаёт яркий образ пробуждающейся природы.
В сильном классе обратим внимание учащихся на то, что для создания описанного художественного эффекта использовано и синтаксическое средство выразительности – ряды однородных членов.
II. Сложение (упр. 50, 56, 57 (1))
В слабом классе в случае необходимости поможем сформулировать один из аргументов в пользу утверждения, что картинки в упражнении 50 иллюстрируют сложение: «Существительноеводопровод образовано способом сложения с соединительной гласной, так как для его образования использована основа существительного вода и усечённая основа глагола проводить».
Обратим внимание ребят на то, как художнику удалось отразить в рисунках значения сложных слов, которые складываются из значений корневых морфем.
Рассмотрев фотоколлаж в упражнении 56, учащиеся определят, что эти фотографии помогают получить представление о том, как выглядят средства передвижения, названия которых являются родственными существительными с общим корнем -ход-, образованными способом сложения с соединительной гласной. Предложим ребятам устно растолковать значения этих слов, используя родовые понятия «судно», «автомобиль», «аппарат».
По своему усмотрению учитель может распределить объём задания упражнения 57 между группами – учащиеся каждого ряда поработают с одной строкой существительных, причём в процессе работы полезно будет для тренировки учеников в концентрации внимания проводить устный анализ слов по вертикали: первое слово первой строки – первое слово второй строки – … .
III. Образование сложносокращённых слов (упр. 53, 54)
Организуя повторение сведений о сложносокращённых слов, предложим ребятам ответить на следующие вопросы: Как образуются сложносокращённые слова? Как называются такие слова? Как определяется род аббревиатуры?
Попросим ребят хором многократно отчётливо проговорить слово аббревиатура (громко, с обыкновенной интенсивностью, тихо, шёпотом, про себя), а затем трижды записать его правильно в тетрадь и, обменявшись тетрадями, проверить правильность записи друг у друга.
В слабом классе проведём совместную работу с упражнением 53: отвечающие проговаривают простые и сложные словосочетания, образуют соответствующую аббревиатуру и называют её род.
По своему усмотрению учитель может предложить ученикам воспользоваться лексическим материалом, например: (кпд) всегда, выражаться, процент; (МХТ) открыть, новый, сезон; вершина, гора, показаться, (нло); (ООН) прислать, свой, представитель, проведение, миротворческий, миссия; (ПТУ) объявить дополнительный, набор, ряд, специальность; (ТЭЦ) этот, город, работать, бесперебойно, уже, несколько, десятилетие; (БТР) использоваться, год, война, перевозка, пехота, боеприпасы; (ВАЗ) выпустить, автомобиль, новый, модель.
В завершение урока попросим ребят ещё раз перечислить известные им разновидности сложения, сопровождая ответ соответствующими примерами.
Д. з.: 1) упр. 52 (см. Примечание); 2) индивидуальные задания – упр. 55, 58; 3) по желанию – упр. 59.
Примечание. Готовя учеников слабого класса к выполнению упражнения 52, попросим их вспомнить особенности склонения составных порядковых числительных, а затем прочитать текст из истории киноискусства вслух, отчётливо проговаривая использованные в нём формы числительных.
Резерв – упр. 51, 57 (2).
Отвечая на вопрос в упражнении 51, учащиеся должны назвать не только общий способ образования слов каждой группы, но и общность в лексическом значении, обусловленную общим первым корнем: значения слов первой группы связаны с понятием «электрический», значения слов второй группы – с понятием «фотографический», значения слов третьей группы в силу многозначности корня могут быть связаны с понятиями «автомобильный» (авторемонтный), «автоматический» (авторезка), «самодвижущийся» (автодрезина), «свой, само-» (автобиография).