Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег» - Точность и логичность речи - Текстоведение
Цели урока: 1) формировать умение определять изобразительно-выразительную роль языковых средств в художественном тексте; 2) тренировать умение описывать произведение живописи; 3) подготовить учащихся к написанию сочинения по картине А. А. Пластова.
I. Виды связи предложений в тексте (повторение – проверка домашнего задания, упр. 392)
Попросим отдельных учеников рассказать о видах связи предложений в тексте и привести соответствующие примеры.
Поможем ученикам слабого класса построить в ходе записи текста упражнения 392 устные ответы в соответствии с заданием 1, например: «Первое предложение по количеству грамматических основ сложное, грамматическая основа первой части – солнце съело, грамматическая основа второй части – воздух задрожал. Это предложение по средствам связи сложносочинённое, части его связаны сочинительным соединительным союзом и, перед которым ставим запятую. Первая часть осложнена обособленным определением, выраженным причастным оборотом: ледок (какой?), по-дёр-ну-вш-ий воды. Определение обособляется (выделяется запятыми), так как выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Схема предложения: [ __ __ -, |определение|], и [ __ __ ]».
Важно, чтобы учащиеся отметили в этом тексте с параллельной связью предложений роль их сходного построения, одинакового порядка главных членов как выразительного языкового средства.
В сильном классе учитель по своему усмотрению может ввести для обозначения обратного порядка слов в предложениях термин инверсия. Попросим учащихся сильного класса определить роль инверсии в этом тексте и поможем понять, что сказуемое вынесено в начало предложений и, таким образом, выделено логическим ударением, чтобы ярче выразить мысль о том, что с началом нового весеннего дня всё приходит в движение, ярче описать утреннее весеннее пробуждение природы. Укажем также на выразительную роль глаголов совершенного вида со значением начала действия (зазвенела, залились, заплакали).
II. Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег» (упр. 395)
Продемонстрируем учащимся выразительное чтение текста К.Г. Паустовского и попросим подумать и ответить, почему в последнем предложении используется сравнение земли, покрытой первым снегом, с застенчивой невестой. После этого ребята обмениваются впечатлениями от картины и отвечают на вопросы в задании 2 упражнения.
Постараемся в процессе обсуждения подвести учеников к мысли о том, что художник изображает на первом плане картины детей, чтобы выразить знакомое каждому человеку непосредственное детское восприятие первого снега – светлую, не омрачаемую ничем радость, восхищение красотой преображённой за ночь земли, свежестью чистого воздуха, в котором кружатся пушистые снежинки, восторженное изумление от созерцания свершающегося на глазах волшебства, предвкушение весёлых зимних игр. Первый снег – это праздник, это радостное событие в жизни детей, которых ждёт множество увлекательных занятий. Любуясь картиной, мы невольно смотрим на происходящее в природе глазами детей, и нам передаётся светлое ощущение праздника, чувство восхищения великолепием украшенной и обновлённой земли.
После этого предложим ребятам выполнить следующие задания.
1. Попробуйте представить, что происходило за несколько минут до того момента, в который дети изображены на картине? (Наверное, мальчик – младший брат девочки – вышел во двор и, увидев вместо вчерашней слякоти первозданную чистоту снега, укрывшего всё вокруг белоснежным ковром, бросился в избу, чтобы первым сообщить сестре о радостном событии и позвать её полюбоваться ослепительной красотой зимы и разделить его восторг. Услышав о том, что выпал первый снег, девочка сунула ноги в первые попавшиеся валенки и, не тратя время на одевание, на ходу накинув на плечи платок, выбежала на крыльцо.)
2. Подберите и запишите слова (существительные, прилагательные, глаголы, причастия) и словосочетания, которые можно использовать для описания поведения, настроения детей и переживаемых ими чувств. (Радость, восторг, ликование, очарование, изумление, восхищение, любопытство; любуются падающим снегом, восхищаются ослепительной красотой, подставляет лицо пушистым снежинкам, замерли в немом восторге, не может оторвать глаз от кружащихся в воздухе снежинок, очарованы красотой порхающих снежинок и т. д.)
3. Назовите и запишите эпитеты, определения (нераспространённые и распространённые) и сравнения, которые возникают в мыслях, когда вы слышите сочетание первый снег. (Чистый, белоснежный, нетронутый, сияющий белизной, пушистый, невесомый, мягкий, как пуховое покрывало, бесшумно опускающийся на землю, укрывающий землю белой шалью, одевающий тёмную землю белоснежным нарядом, рождающий ощущение праздника, украшающий ветви деревьев блестящей бахромой и т. п.)
4. Какие цвета преобладают в картине? (В картине преобладают светлые тона: белый, розоватый, светло-коричневый. Розоватые тени – на небе, на снегу - согревают зимний пейзаж, помогают ярче ощутить красоту природы, почувствовать праздничное настроение.)
После этого попросим ребят прочитать задание 3 и задать вопросы, ответы на которые помогут им справиться с домашним заданием.
Напомним ребятам, что в сочинении важно передать настроение, которым проникнута эта картина.
В слабом классе по своему усмотрению учитель может провести работу по составлению простого плана, один из вариантов которого может быть таким.
1. Пейзаж на картине А. А. Пластова «Первый снег».
2. Радость детей.
3. Мои впечатления от картины.
По своему усмотрению учитель может предложить следующее задание.
Задание.
1. Послушайте стихотворение В. Брюсова «Первый снег» и сравните настроение, переданное в поэтических строках, с настроением картины А. А. Пластова «Первый снег».
Первый снег
Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.
Это - область чьей-то грёзы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
(В. Брюсов)
2. Запишите под диктовку двустишия из стихотворения В. Брюсова:
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
3. Объясните, как вы понимаете каждое из этих поэтических высказываний об изменениях, которые происходят в жизни людей и в жизни природы, когда выпадает первый снег.
4. Выберите одно из двустиший в качестве эпиграфа к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег» и постарайтесь раскрыть в своей творческой работе выраженную в поэтических строках мысль.
Д. з.: упр. 395 (3).