Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения - Пунктуация - Правописание морфем
Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской пунктуации; 2) отрабатывать пунктуационные умения учащихся, связанные с постановкой знаков препинания внутри простого предложения.
I. Разделы русской пунктуации (задания на с. 104, упр. 263)
Выполняя задания на с. 104, учащиеся отметят, что пунктуационные знаки необходимы не только для того, чтобы отделять одно высказывание от другого в письменной речи, без чего письменное общение стало бы невозможным, но и позволяют выразить цель высказывания, передать его интонационные особенности, эмоциональную окраску; отделить части предложений или однородных синтаксических элементов; выделить те члены предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, или границы конструкции, оформляющей чужое высказывание, или слова, грамматически не связанные с членами предложения, например выражающие отношение говорящего в своему высказыванию или называющие того, к кому обращаются с речью, и т. д.
Предоставим учащимся время для работы с заданием упражнения 263 и выслушаем сообщение одного из учеников. По своему усмотрению учитель может потренировать зрительную память ребят, предложив закрыть учебники и ответить на следующие вопросы: Какие фигуры использованы в схеме? Какого цвета эти фигуры? Что написано в центре жёлтого круга (в оранжевом шестиугольнике, на розовом фоне, на зелёном фоне)?
II. Знаки препинания внутри простого предложения (упр. 264, 266, 268)
Рекомендуем учащимся после устного пунктуационного анализа каждого предложения текста в упражнении 264 графически объяснить постановку знаков препинания: подчеркнуть грамматические основы сложных предложений и члены, осложняющие структуру и семантику простых предложений, а также составить соответствующие схемы.
Поможем семиклассникам понять назначение многоточия в конце первого предложения: оно указывает на недосказанность мысли – автор подчёркивает, что прекрасные явления и реалии природы можно перечислять бесконечно.
В процессе текстоведческого анализа подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания: «В тексте автор рассуждает о красоте воды и доказывает мысль о том, что вода – это самое прекрасное, что есть в природе. В заголовок можно вынести утверждение автора «Вода – это жизнь». Тип речи текста – рассуждение с элементами описания. Описание автор использует для подтверждения своей мысли о том, что в природе нет ничего прекраснее воды.
Этот текст художественного стиля. Описывая озеро, автор стремится воздействовать на читателя, передать своё чувство восхищения красотой воды. Стилевые черты текста – конкретность, субъективность, эмоциональность и выразительность. Автор описывает конкретное озеро в разное время суток, выражая при этом свои чувства. С этой целью использованы различные языковые средства выразительности: лексические (эпитеты – суровая (северная ель), рябоватым (просторам); метафоры – потеплели (и) краски озера; олицетворения – лишайниккарабкается, оно (озеро) манило к себе, лучи солнца заиграли); морфологические (отвлечённые имена существительные -- живость, прелесть, очарование, прозрачность, яркие прилагательные); синтаксические (предложения с однородными членами, риторический вопрос (Но что может по живости, прелести и очарованию сравниться с водой?); пунктуационные (многоточие для указания на недосказанность мысли).
Предложим семиклассникам вспомнить правила, регулирующие постановку тире в простом предложении, и для своего высказывания воспользоваться опорной записью, предварительно сделанной на доске учителем, например:
1) Детство – это смех и радость. 2) Жить – Родине служить. 3) Небо, море, леса и горы – всё прекрасно в природе.
Предоставим возможность ученикам при составлении схем предложений из упражнения 266 использовать образец: сущ. в им. п. – сущ. в им. п. Обратим внимание ребят на пунктуационную особенность предложений с тире между главными членами предложения: повышение тона при произнесении слова перед тире и паузу на месте этого отделяющего знака препинания.
Отведём десять минут на письменное объяснение смысла одного из афоризмов (задание 2 упражнения 266), а затем попросим отдельных учащихся (по желанию) прочитать свои сочинения-миниатюры. Предложим тем ученикам, которые хотели бы более развёрнуто выразить свои мысли, продолжить работу дома.
Напомним ребятам при обсуждении задания упражнения 268, что название тематической группы слов может состоять не из одного, а из двух или более слов (например, пассажирский транспорт). Попросим учащихся составить два предложения с обобщающим словом, ставя его перед или после ряда однородных членов, и составить соответствующие схемы.
Д. з.: 1) упр. 263 повторить; 2) упр. 267.
Резерв - упр. 265.
Рекомендуем учащимся при составлении предложений в соответствии с заданием 1 упражнения 265 воспользоваться этимологическим словариком, а при доказательстве того, что слово мантия является многозначным, - толковым.
Ученикам слабого класса предложим заполнить пропуски в предложениях: 1) Атмосфера - ... оболочка Земли. 2) Гидросфера - ... оболочка Земли. 3) Литосфера - ... оболочка Земли.