Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Правописание не с причастиями - Орфография - Правописание морфем
Цель урока: формировать представление о написании не с причастиями и умение использовать правильный способ действия при определении слитного или раздельного написания не с полными и краткими формами причастий.
I. Слитные, раздельные и дефисные написания (повторение – проверка домашнего задания, упр. 254, 255)
Предоставим возможность желающим сделать сообщения по темам заданий по выбору (упр. 246, 248, 250), а затем предложим выслушать ученика, работавшего с упражнением 247 (индивидуальное задание).
После этого попросим учеников, подобравших примеры на орфографические правила, связанные с правописанием сложных существительных и прилагательных (упражнение 249 – индивидуальное домашнее задание), продиктовать словосочетания или предложения одноклассникам и в случае необходимости внести коррективы и дополнения в их ответы.
Учебная игра. Проведём работу с упражнением 254 в форме игры «Аукцион». Победителем будет признан тот ученик, который последним назовёт существительное, которое без не не употребляется.
Другая форма работы с заданием 2 упражнения 254 – запись приведённых отдельными учениками или продиктованных учителем слов (например небрежность, невидимка, небылица, невежество, невидаль, негодование, неумение, нелепость, ненависть, необходимость, необычайность, неожиданность, неотразимость, неряха, невежа, невежда и т. д.) в составе словосочетаний.
В слабом классе для работы с упражнением 255 предложим слова для справок (слова даём не по порядку): извилистый (ручей), мелкий (пруд), сладкий (сироп), редкий (кустарник).
II. Правописание не с причастиями
После внимательного чтения текста на с. 100 по своему усмотрению учитель может организовать совместную работу по составлению алгоритма действий для определения написания не с причастиями.
Правописание не с причастиями
Краткое или полное причастие?
Краткое Пишем раздельно |
Полное Употребляется без не?
|
Действуя по алгоритму, учащиеся выполняют упражнения 256 и 259.
Поможем учащимся при обсуждении задания 1 упражнения 257 понять, что при появлении у причастия с не зависимых слов значение отрицания, выражаемое частицей не, распространяется на весь причастный оборот, поэтому изменяются условия написания этой частицы с причастием.
Материал упражнения 258 позволяет отработать умение учащихся создавать условия для слитного и раздельного написания не с причастиями.
Д. з.: 1) пересказ текста на с. 100; 2) упр. 260 (1-3); 3) по желанию - упр. 260 (4).