Виды предложений - Грамматика: морфология и синтаксис - Синтаксис

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Виды предложений - Грамматика: морфология и синтаксис - Синтаксис

Цели урока: 1) повторить сведения о видах предложений и тренировать учащихся в их синтаксической характеристике; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического анализа текста; 3) совершенствовать умение письменно выражать своё впечатление от картины.


I. Виды предложений. Интонация (задания на с. 70, упр. 178, 179)

Подводя семиклассников к работе с заданиями на с. 70, попросим их ответить на следующие вопросы.

• Какие разделы лингвистики вам известны?

• Назовите разделы лингвистики, которые составляют грамматику.

• Что изучает морфология?

Чтобы облегчить ученикам слабого класса работу с заданием 2 на с. 70, предоставим им возможность воспользоваться следующей таблицей.


Виды словосочетаний

по характеру главного слова

именные

глагольные

наречные

по способу подчинительной связи

со связью согласование

со связью управление

со связью примыкание


Попросим ребят привести свои примеры словосочетаний разных видов или охарактеризовать следующие словосочетания: тихий голос, стоять за штурвалом, очень хорошо.

Затем организуем фронтальный опрос.

· Назовите виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ.

· На какие виды делятся простые предложения по наличию главных членов?

· Какие виды односоставных предложений вам известны?

· Какие виды предложений выделяют по наличию второстепенных членов?

· Чем может быть осложнена структура простого предложения?

· На какие виды делятся сложные предложения по средствам связи его частей?

· Назовите виды союзных предложений.

· Дайте синтаксическую характеристику предложения Книги, изданные Иваном Фёдоровым, ценятся, как величайшие сокровища.

Попросим семиклассников подумать над вопросом, поставленным в упражнении 178, а затем на примерах упражнения 179 понаблюдать за использованием интонации для передачи смысла предложений в зависимости от цели высказывания и привести свои примеры, показывающие, как при изменении интонации меняется высказывание.


II. Предложения односоставные и двусоставные (упр. 182, 185 (1))

Предложим учащимся заполнить пропуски в предварительно подготовленной на доске таблице.


Виды предложений по наличию главных членов

с одним главным членом - подлежащим




В процессе анализа первых двух примеров из упражнения 182 обратим внимание учеников на то, что глаголы, используемые в качестве сказуемых односоставных предложений, указывают на определённое лицо и не требуют использования при себе подлежащего. При анализе двух последующих примеров укажем на обобщенное значение глаголов, выступающих в роли сказуемых. Подчеркнём, что в предложениях 1 – 4 используются личные формы глаголов. По своему усмотрению учитель может сообщить, что предложения 1, 2 являются определённо-личными, а 3, 4 – обобщённо-личными.

После этого учащиеся анализируют примеры безличных предложений. Важно, чтобы в своих ответах они отметили, что использованные в роли сказуемых безличных предложений глагольные формы не содержат значения лица и что при сказуемых, выраженных безличными глаголами, не может быть подлежащего.

Попросим учеников выписать из упражнения 185 сначала предложения с одним главным членом-подлежащим, а затем – предложения с одним главным членом-сказуемым.


III. Сочинение-миниатюра (упр. 186)

После того, как ребята составят высказывания в соответствии с заданием 1 упражнения 186, предложим им самостоятельно поработать с текстом, восстанавливая его орфографическую целостность и обозначая графически условия выбора написания слов, указывая проверочные слова. Рекомендуем в случае затруднения в выборе написаний адресовать вопросы одноклассникам или учителю. Затем учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Предоставим семиклассникам возможность после выразительного чтения восстановленного текста самостоятельно письменно изложить своё впечатление от картины, и прочитать их одноклассникам (по желанию).


Д. з.: 1) упр. 185 (2), 2) упр. 171; 2) индивидуальное задание – упр. 177.

Резерв – упр. 180, 181, 183.






Для любых предложений по сайту: [email protected]