Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи - Правописание частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи - Правописание частиц - Предлог

Цели урока: 1) повторить и обобщить правила написания не со словами самостоятельных частей речи; 2) тренировать учащихся в выборе слитного или раздельного написания не и ни со словами разных частей речи.


I. Правописание частиц не и ни (повторение – проверка домашнего задания, упр. 822 (первая – четвёртая строки), 824).

После сообщения отдельных учеников о роли частиц не и ни в предложениях ребята предлагают варианты предложений с двойным отрицанием (упражнение 822 – частично).

В слабом классе в процессе работы с упражнением 824 напомним, что каламбуром называют фигуру речи, состоящую в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Поможем ребятам понять, что в приведённом шуточном стихотворении в основе каламбура лежит явление омонимии: в стихотворных строках в качестве рифмующихся слов использованы лексические омонимы (такса – установленная органами власти расценка товаров и норма оплаты за тот или иной труд, услуги; такса – комнатная или охотничья небольшая коротконогая и кривоногая собака с длинным туловищем) и омофоны (такс – форма родительного падежа множественного числа существительного такса; так-с – наречие с частицей , использующейся для выражения почтения или для придания иронического оттенка (устар.)).


II. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (упр. 826, 828, 829)

Поможем семиклассникам понять, что анафорический (в начале стихотворных строк) повтор союза если и «нанизывание» выражающих отрицание придаточных условия, построенных по одной модели, усиливает звучание риторического вопроса, выраженного сложноподчинённым предложением, – утверждения в форме вопроса: «Некому будет рассеять тьму, если каждый человек не почувствует себя ответственным за то, чтобы сделать всё окружающее лучше». Обратим также внимание учеников использование автором лексического повтора (личных форм будущего времени глагола гореть в метафорическом значении) и инверсии.

Выслушаем высказывания отдельных учащихся по приведённым в упражнении 828 схемам и проведём предупредительный диктант.

Задание. Запишите словосочетания, предварительно объясняя написание не и ни со словами разных частей речи.

Ни у кого не нашлось ручки; непростая задача; не очень глубокая яма; не сорванные вовремя плоды; несозревшие фрукты; фамилия не указана; отнюдь не простое задание; ненадёжный товарищ; не с кем поговорить; никем не узнанный музыкант; неглубокая, но быстрая река; не широкий, а узкий мост; неширокий переулок; идея неплоха; ненастоящий артист; некуда пойти; лодка не найдена; нераспределённые поручения; не открытые ещё земли; коробка не открыта; обманывать нехорошо.

Рекомендуем учащимся в процессе записи текста упражнения 829 не только устно объяснять написание слов со скобками, но и подчёркивать грамматические основы предложений и составлять схемы отдельных из них (по указанию учителя).


Д. з.: 1) повторить упр. 813, 814 (1), 828; 2) упр. 822 (работа с пятой – седьмой строками), 825.






Для любых предложений по сайту: [email protected]