Морфологический разбор союза - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Морфологический разбор союза - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о разрядах союзов по составу; 2) вырабатывать умение проводить полный морфологический анализ союзов.


I. Разряды союзов по составу (текст на с. 122 – 123, упр. 752, проверка индивидуального домашнего задания - упр. 760)

Предложим семиклассникам назвать группы союзов по синтаксической функции.

- На какие группы делятся союзы?

- Перечислите разряды сочинительных и подчинительных союзов и состав каждого разряда.

После этого ученики читают текст на с. 122 – 123 и выполняют следующее задание.

Задание. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения со следующими придаточными частями. Определите разряд по значению каждого подчинительного союза.

1) ..., в связи с тем что этот ученик занял третье место в олимпиаде по русскому языку. 2) В то время как друзья готовились к итоговому выступлению, ... . 3) ..., несмотря на то что всё утро шёл мелкий холодный дождь. 4) Ради то чтобы оказаться членом школьной футбольной команды, ... . 5) ..., оттого что никакие слова не могли выразить переполнявшие его чувства.

Предоставим возможность ученикам выбрать два-три союза из числа указанных в упражнении 752 и самостоятельно составить соответствующие предложения. В ходе проверки учащиеся записывают два-три наиболее интересных примера, составленных одноклассниками.

После этого делает сообщение ученик, выполнивший в качестве индивидуального задания упражнение 760.


II. Морфологический разбор союза (упр. 753, 754)

Предоставим учащимся время (одну-две минуты) для знакомства с планом морфологического разбора союза (с. 12 части 3 учебника) и попросим объяснить, в какой последовательности нужно характеризовать слова этой части речи и почему план разбора включает только два пункта.

С заданием 2 проводится совместная работа.

После выполнения задания 1 упражнения 754 предложим ученикам закрыть книги и записать текст В. Луговского под диктовку, составляя схемы сложных предложений, а по окончании работы проверить её по учебнику и сверить составленные схемы с записью на доске. Другой вариант работы – устный пунктуационный анализ текста и графический диктант.

Рекомендуем ученикам провести морфологический разбор союзов когда, будто, или (задание 2).

Задание 3 упражнения 754 предлагается по усмотрению учителя.


Д. з.: 1) выучить текст на с. 122 – 123; 2) составить и записать пять предложений с составными союзами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]