Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные - Лексика и фразеология - Разделы лингвистики
Цели урока: 1) повторить сведения о делении лексики русского языка на группы; 2) повторить сведения об однозначных и многозначных словах; 3) углубить представление учащихся о возникновении у слов переносных значений.
I. Основные способы словообразования. Выразительные возможности неморфемного способа образования слов (повторение и обобщение – проверка домашнего задания, упр. 86 (в сильном классе), упр. 87)
Выслушаем сообщение одного из учеников на тему «Основные способы образования слов самостоятельных частей речи», а затем попросим ребят подобрать и записать в тетрадь примеры, иллюстрирующие разные способы образования, и, обменявшись тетрадями, проверить работу одноклассника.
Предложим учащимся сильного класса выразительно прочитать тексты из упражнения 86 и подумать, какие художественные возможности неморфемного способа образования использованы в этих поэтических отрывках. Обратим внимание ребят на то, что использование существительных, образованных путём перехода из разряда прилагательных, помогает ёмко и выразительно оформить мысль, добиться высокой степени обобщения. Отметим также использование во втором отрывке приёма анафоры (единоначатия стихотворных строк) и синтаксического параллелизма, а также использование повторяющегося авторского знака для усиления значения противопоставления, созданного антонимическими парами и акцентированного синтаксическим повтором.
II. Лексикология как раздел лингвистики (вопросы и задания к тексту на с. 36)
Один из возможных способов повторения сведений о делении лексики русского языка на группы в слабом классе – после работы с первыми двумя заданиями перед текстом заполнение учениками пропусков в предварительно составленной учителем на доске схеме, знакомой по курсу пятого класса.
Деление лексики на группы в зависимости
↓ ↓ ↓ ↓
от лексического значения слов · · |
от происхождения слов · · |
от смысловых отношений между словами · · · |
от употребления слов ↓ ↓ ↓
|
В случае затруднения предложим воспользоваться записанными на доске словами для справок: синонимы, разговорные, общеупотребительные, иноязычные, однозначные, исконно русские, активная лексика, необщеупотребительные, книжные, многозначные, нейтральные, антонимы, устаревшие слова, неологизмы, омонимы.
Другой вариант работы – внимательное чтение текста на с. 36 и использование его содержания для заполнения схемы терминами.
Чтобы облегчить ученикам слабого класса работу со вторым заданием после текста на с. 36, проведём объяснительный диктант, после чего попросим выбрать из записанной группы слов примеры, соответствующие терминам в каждом пункте текста.
Объяснительный диктант. 1. Запишите слова под диктовку, объясняя выбор гласных в корнях слов.
Идти по узкой дощечке, пробежаться по широкому коридору, изумрудная трава, зелёный лук, тугой лук, бревенчатый тын, процесс фотосинтеза, медный грош, парчовая душегрейка, небольшой монитор, гордо шествовать, идти вдоль ограды, плестись по тропинке.
В сильном классе можно организовать совместное составление схемы. После того как ученики выполнят два задания перед текстом, учитель проводит стрелки от записанного на доске заголовка и, задавая соответствующие вопросы, фиксирует ответы ребят в схеме, которую они последовательно выстраивают в тетради. Затем учащиеся внимательно читают текст на с. 36 и приводят примеры в соответствии со вторым заданием после текста.
III. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова (упр. 91, 92, 94 (1))
Нацеливая семиклассников на работу с упражнением 91, напомним, что при толковании существительных в качестве одного из ключевых слов используется существительное, при толковании прилагательных - прилагательное или причастие и т.д. По своему усмотрению учитель может вынести на доску значения слов голова, золотой и, после того как ребята попытаются самостоятельно сформулировать значения этих слов, предложить им сверить свою работу с записью на доске.
Голова. 1. Часть тела человека (или животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного). Надеть на голову. 2. Единица счёта скота. Стадо в 20 голов. 3. перен. Ум, рассудок. Человек с головой. 4. перен. Человек как носитель каких-нибудь идей, взглядов, способностей, свойств. Горячая голова. 5. перен. Руководитель, начальник. Всему делу голова. 6. Передовой отряд, передняя часть (спец.). Голова пехотной колонны. 7. Пищевой продукт в форме шара, конуса. Голова сахару.
Золотой. 1. Сделанный из золота. Золотое колечко. 2. в знач. сущ. Монета из золота, червонец. В шкатулке оказался золотой. 3. Цвета золота, блестяще-жёлтый. Золотая осень. 4. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 5. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 6. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
В слабом классе облегчим ребятам работу с заданием 2 упражнения 92: предложим составить и записать словосочетания, в которых глагол идти использован в разных значениях, а затем, используя словарик, назвать эти значения. Другой вариант работы с упражнением 92 (2) - выполнение следующего упражнения.
Упражнение.
1. Запишите предложения со словом идти.
1. Наша лошадь идёт шагом. 2. Медленно идут по небу белые облака. 3. Поезд идёт через час. 4. Нужно всегда идти к намеченной цели. 5. Куда идёт учиться твой брат? 6. Идёт весна. 7. Маме необыкновенно идёт эта шляпа. 8. За окном идёт снег. 9. Идёт второй акт спектакля. 10. От левого берега идёт песчаная коса.
2. Определите по толковому словарику, в каком из значений использовано слово идёт в каждом предложении.
Попросим ребят определить, в каких значениях использовано слово идёт в стихотворении (задание 3 упражнения 92), подобрав слова, которыми можно заменить это слово в каждой строке (согласен, показывают, относится, направляется, к лицу, простирается, едет, падает, шагает, течёт).
Д. з.: 1) на выбор: упр. 94 (2) или упр. 96 с дополнительным заданием: записать составленный рассказ в тетрадь; 2) индивид. зад. - упр. 93, 98 (2), 102.