Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
Н-НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ
Цели:
1. Закрепление умения различать написание н-нн в суффиксах разных частей речи.
2. Формирование навыка написания н-нн в суффиксах наречий.
Ход урока
I. Орфографическая «дуэль».
«Сражаемся» с написанием наречий. Предложить подготовиться к «дуэли»: повторить написание наречий из теоретического материала § 12, упр. 225. Диктовка. Самопроверка. «Убитым» записать слова, в которых ошиблись.
II. Групповой турнир.
Устно: каждая группа читает свои словосочетания следующим образом. Один (по очереди) из группы читает словосочетание, называет ученика, который отвечает. Если ответ правильный, он получает право задать свой вопрос, если неправильный — группа продолжает читать свои словосочетания. Побеждает группа, за 5 минут задавшая больше вопросов. Первого определить можно жребием.
III. Изучение нового материала.
1. Исследование теоретического материала, представленного в виде схемы. Примеры:
В наречии пишем столько «и», сколько в слове, от которого оно образовано.
2. Тренировочное упражнение.
Записать наречия: самоотверженно служить, ответственно отнестись, уверенно вести корабль, работать серьезно, увлеченно, вдохновенно.
3. Исследование языкового материала. Какое слово написано и разобрано правильно:
Вне контекста говорить нельзя: первое - краткое причастие, отвечает на вопрос каково?, пишется, как и все краткие причастия, с одной н, второе слово - наречие, отвечающее на вопрос как?, пишется с двумя н, так как образовано от полного причастия с суффиксом -нн-.
Задание: определите, что перед вами - краткое причастие или наречие:
образовано
рассеянно
сосредоточенно
сосредоточено
уверенно
Как узнали? По суффиксам. Задайте вопрос, допишите словосочетания: образовано кем-то, рассеянно слушал, сосредоточенно делал, войско сосредоточено в чесу, отвечал уверенно.
А теперь «обратное» задание: вставьте нужное количество н в суффикс:
IV. Анализ предложений.
Задание:
1) записать, расставить знаки препинания;
2) найти наречия, объяснить написание суффиксов.
V. Объяснение домашнего задания.
Карандашом в первых примерах как образец.
VI. Домашнее задание: упр. 232, 234. Индивидуально (по желанию) упр. 233 за дополнительную отметку.