Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
Цели:
1. Обобщение по теме.
2. Закрепление навыка написания НЕ с разными частями речи.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Задание: прокомментировать написание НЕ со словами, записанными на доске:
далеко не умен, недозрелый, не хуже, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.
Образец: «далеко не умен» - есть слово «далеко» (конструкция «далеко не») - пишется раздельно; «невеселый» - прилагательное, пишется слитно.
Какого примера нет? На противопоставление - скрытое или с союзом «а».
II. Обобщение изученного.
Опрос:
• Как звучит основное правило написания «не»? С именными частями речи - слитно, с глагольными - раздельно.
• Какие есть примечания? Для именных - раздельно, если есть противопоставление или слова «далеко», «вовсе», «ничуть», «отнюдь»; местоимения - либо 1 слово, либо 3. Для глагольных - если без не не употребляется, пишется слитно.
• Какая глагольная форма стоит особняком? Причастие, так как пишется то как прилагательное - слитно (когда одиночное), то как глагол - раздельно (когда краткая форма или с зависимым словом).
III. Тренировочные упражнения.
Работа одновременно на доске и в тетради.
1. Упр. 122 (1-е и 3-е словосочетания).
2. Упр. 124 - выписать словосочетания со словами с «не».
3. Упр. 127 записать, рядом употребить противопоставление.
4. Упр. 126 карандашом.
IV. Диагностика усвоения.
Упр. 123 самостоятельно.
V. Домашнее задание: упр. 128 (карандашом), упр. 129 - записать, выучить написание, упр. 131.