Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ Ь И Ъ
Цели:
1. Закрепление умения владеть орфографическим словарем.
2. Закрепление навыка употребления на письме ь и ъ.
3. Пунктуационный повтор.
Оборудование, наглядность: карточки-подсказки.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Беседа: Зачем нужны правила орфографии? Казалось бы, чего проще - как слышим, так и пишем. Но вспомните текст упр. 22 (транскрипция предложения) - как непросто было прочитать эту запись. Правила орфографии русского языка несложны. Нужно просто знать их и уметь применять. Цель наших последующих уроков: привести в систему свои знания, писать грамотно и уверенно.
2. Проверка домашнего задания.
Упр. 68 (2): выразительно прочитать; прочитать выписанные слова: а) чувств, честными; б) уважать, спасительно, облегчит.
Упр. 68 (3): объяснить знаки препинания (в сложном предложении, между однородными членами предложения).
3. Устно ответить на вопросы упр. 69.
II. Повторение и углубление знаний.
1. Исследование схемы карточки-подсказки № 3.
2. Выборочное списывание.
Из упр. 70 выписать 4 слова. Попросить объяснить, по какому принципу будем выписывать слова (чтобы они иллюстрировали правило).
3. Дописать в карточку иноязычные слова с ъ, проверив по словарю (из упр. 72: инъекция, трансъяпонский, конъюнктура).
4. Тестовая диагностика.
1) В какой строчке во всех словах пропущен ъ:
а) ш...ющий, раз...езд, объективный;
б) с...узить, с...емка, с...еденный;
в) из...ян, из...ездить, из...яснятъ (или ин...екция);
г) пеб...ющийся, под ...емпик, п...еса.
2) В какой строчке во всех словах пропущен ь:
а) меж ...ярусный, сверх ...естественный;
б) компьютер, побереж...е, в...ющиеся;
в) ад...ютант, я...ющийся, контр...меры,
г) бур...ян, буя...он, кур... ер:
д) в...едливый, об...ятия, медал...он.
3) В какой строчке пропущенный ь является разделительным:
а) вз... ерошенный, воров...и, с ...ежился;
б) раз ...яренный, наслажден...е, об...ект;
в) волнен...я, пас...янс, фел...етон.
Правильный ответ: 1) в; 2) б; 3) в.
III. Диагностика усвоения.
1. Выборочный диктант.
Задание: из предложений выписать слота с разделительными ъ и ь.
1) Не за то бьют волка, что сер, а за то, что овцу съел.
2) На работу с радостью, с работы — с гордостью.
3) Не разгрызешь ореха - не съешь ядра.
4) Необъясненное не значит необъяснимое.
5) Разъяренная река пенилась и охлестывала волнами гранитные парапеты набережной.
6) Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор.
7) В газете опубликовано интервью с руководителем иностранной делегации.
8) Настал день долгожданной премьеры.
9) На заре человеческой жизни почти любое явление природы казалось людям сверхъестественным.
10) В такую вьюжную ночь нетрудно было сбиться с пути.
11) Мы предъявит ему ряд требований.
12) По сторонам виднелись заячьи следы.
2. Диктант «Проверяю себя».
- Кыш, разбойники! Я вас, оглашенные!
Я невольно улыбнулся: это вечно пьяненький завхоз Егор Петрович, по прозвищу Птичья Гроза, гонял скворцов. Голос у него визгливый, въедливый. Волосы взъерошены, выгоревшая рубаха надулась парусом, потом съежилась, сузилась на спине. Вот он отбросил шест, откуда-то из кустов выхватил старенькое охотничье ружьецо и выпалил дробью в огромную скворечью стаю.
(По В. Чудаковой)
IV. Домашнее задание: составить перфокарту ъ-ь (не менее 21 слова), упр. 73 письменно.
Слова к перфокартам: портьера, субъект, предъявить, обезьяна, лисья, въявь, сэкономить, мелколесье, рьяный, предъявитель, пьеса, бульон, разъяренный, бьем, трехэтажный, съездить, межъярусный, безъядерный, карьер, барьер, инъекция, вьюнок, фельдъегерь, соловьи, небьющийся.