УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ЧАСТИЦ НЕ И НИ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ЧАСТИЦ НЕ И НИ

Цели:

1. Закрепление умения написания частиц и приставок не и ни.

2. Формирование умения употреблять и писать фразеологизмы с частицами не и ни.

Ход урока

I. Лексическая разминка.

1. Чтение и анализ фразеологизмов (на с. 164 п. 3).

2. «Продолжи фразеологизм».

Задание: закончить устойчивые сочетания, записать (пишет тот? кто знает), объяснить.

1) Комар носу (не подточит);

2) Палец в рот (не клади);

3) Палец о палец (не ударит);

4) Ни рыба (пи мясо);

5) Ни свет (ни заря);

6) Во что бы то (ни стаю);

1) Нельзя ни проехать, (ни пройти).


II. Диагностика усвоения.

1. Диктант «Проверяю себя».

Обычно грозой гимназии были преподаватели латинского языка. Латынь - это предмет, требующий неукоснительного изучения, ни на мгновение не исчезающего внимания. Не сообразишь, куда вдвинут ничтожнейший шурупчик из этого языка-машины, - вся машина рушится, погребая под собой несчастного школьника.

(Ю. Олеша)

При проверке обратить внимание на написание частиц и приставок не и ни.

2. Проверка домашнего задания.

1) Перечислите, с какими частями речи употреблялись не и ни в качестве частицы и с какими — в качестве приставки в домашнем упражнении 367 (по частям).

• частица «не» с глаголом и наречием (не на -о, -с)

приставка «не» с причастием

приставка «ни» с наречием отрицательным.

• приставка «не» с одиночным причастием, наречием

частица «не» с деепричастием, глаголом

частица «ни» - с числительным.

2) Написание остальных слов.

3. Анализ языкового материала.

Упр. 366 - карандашом подписать часть речи, рассказать об употреблении «не» как частицы и как приставки.

4. Самостоятельная работа.

Упражнение 368 (2).


III. Домашнее задание: упр. 365 письменно, упр. 368 карандашом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]