Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ЧАСТИЦ НЕ И НИ
Цели:
1. Закрепление умения написания частиц и приставок не и ни.
2. Формирование умения употреблять и писать фразеологизмы с частицами не и ни.
Ход урока
I. Лексическая разминка.
1. Чтение и анализ фразеологизмов (на с. 164 п. 3).
2. «Продолжи фразеологизм».
Задание: закончить устойчивые сочетания, записать (пишет тот? кто знает), объяснить.
1) Комар носу (не подточит);
2) Палец в рот (не клади);
3) Палец о палец (не ударит);
4) Ни рыба (пи мясо);
5) Ни свет (ни заря);
6) Во что бы то (ни стаю);
1) Нельзя ни проехать, (ни пройти).
II. Диагностика усвоения.
1. Диктант «Проверяю себя».
Обычно грозой гимназии были преподаватели латинского языка. Латынь - это предмет, требующий неукоснительного изучения, ни на мгновение не исчезающего внимания. Не сообразишь, куда вдвинут ничтожнейший шурупчик из этого языка-машины, - вся машина рушится, погребая под собой несчастного школьника.
(Ю. Олеша)
При проверке обратить внимание на написание частиц и приставок не и ни.
2. Проверка домашнего задания.
1) Перечислите, с какими частями речи употреблялись не и ни в качестве частицы и с какими — в качестве приставки в домашнем упражнении 367 (по частям).
• частица «не» с глаголом и наречием (не на -о, -с)
приставка «не» с причастием
приставка «ни» с наречием отрицательным.
• приставка «не» с одиночным причастием, наречием
частица «не» с деепричастием, глаголом
частица «ни» - с числительным.
2) Написание остальных слов.
3. Анализ языкового материала.
Упр. 366 - карандашом подписать часть речи, рассказать об употреблении «не» как частицы и как приставки.
4. Самостоятельная работа.
Упражнение 368 (2).
III. Домашнее задание: упр. 365 письменно, упр. 368 карандашом.