Буквы О, Е в конце наречий после шипящих - Правописание наречий на -О, -Е - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Буквы О, Е в конце наречий после шипящих - Правописание наречий на -О, -Е - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

I

Хорошо учиться, блестяще отвечать, горячо доказывать, излагать общо, посмотреть торжествующе, двигаться неуклюже, вести себя вызывающе.

• Объясните выбор букв о, ев конце наречий после шипящих.

• Определите способ образования записанных наречий.

II

Кумачовый флаг, окружённый друзьями, невнятный шёпот, шорох листьев, маленький крючок, защищать горячо, говорить убеждающе, бережёт здоровье, шёлковое платье, тяжёлая ноша, дешёвый напиток, жёлтый крыжовник, надёжное плечо, говорить певуче, увлечённый юноша.

• Объясните выбор букв о, е после шипящих в словах разных частей речи.

Объяснительные диктанты

I

1) С раннего детства И.И. Шишкин горячо полюбил лес, он поразил будущего художника своей величавой красотой. 2) Сосновый бор шумит тягуче. (М. Зверев) 3) Ведь как хорошо, как хорошо устроена великая природа! (В. Дудинцев)

• Обоснуйте выбор букв о, е на конце наречий после шипящей.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1, начертите его схему.

• Составьте с наречиями торжествующе, свежо предложения на тему природы, запишите, обозначая графически орфограмму “Буквы о, е на конце наречий после шипящих”.

II

• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, откуда взяты эти строки.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман.

(И. Тургенев)

• Запишите, выделите орфограммы в наречиях.

• Отметьте слова с буквами о, е после шипящих. Укажите, какими частями речи они являются. Обоснуйте выбор букв о, е.

• Определите части речи слов во время (в третьем предложении). В какой части во время имеет созвучное слово? Докажите: составьте и запишите с данной омоформой предложение. Каково будет её правописание?

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите орфограмму “Буквы о, е в конце наречий после шипящей”.

• Запишите под диктовку.

1) Тот настоящий гражданин, кто горячо любит свою Родину и посвящает ей свой талант. 2) Как хорошо сказал Есенин об отчем крае над Окой! 3) Торжествующе восходит солнце мира над планетой, побеждая тьму трусливую любовью. 4) Певуче бор шумит весною, любуясь синевой небес. 5) Ещё краше и сильнее станет Родина моя, если доблестно трудиться будем вместе: ты и я!

• Выделите орфограмму: “Буквы о, е в конце наречий после шипящей”.

• Разберите по составу наречия: горячо, торжествующе.

• Найдите предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Подчеркните деепричастный оборот, определяемое слово возьмите в рамочку.

II

• Вспомните и проговорите правила: 1) “Буквы о, ев конце наречий после шипящей”; 2) “Буквы о, ев окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных”; 3) “Буквы ё, о после шипящей в корнях слов”.

• Запишите под диктовку.

1) Верным ключом, открывающим все двери, является, друг мой, любовь. 2) Хорошо думать — хорошо жить! 3) Ещё ни один лентяй не был счастлив. 4) Кто бережёт своё здоровье, — тот бережёт здоровье родителей. 5) Дремучей душе помогите с любовью — откроются двери победам, здоровью. 6) Тяжёлое слово камнем падёт на того, кто отпустит его в полёт. 7) Войдя однажды весенним утром в сад, я замер, поражённый необыкновенной красотой цветущих яблонь!

• Обоснуйте выбор букв о, е, ё после шипящей.

• Запишите транскрипцию слов полёт, любовь, яблонь.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Чем осложнено данное предложение?

Выборочные диктанты

I

1) И вдруг с лёгким шорохом вбежал на поляну зверёк. (Тэффи) 2) Горячей, доброю душой люби весь этот мир большой. (И. Исаакян) 3) Рудин говорил умно, горячо, дельно. (И. Тургенев) 4) Девушка протянула пучок пахучей травы. (Я. Рерих) 5) Хорошо пахнет жимолостью — к дождю. (Народная примета) 6) Выступила наша команда блестяще. 7) Не ломай печей — ещё апрель у плечей. (Пословица) 8) Иван Иванович посмотрел на ребят торжествующе. 9) Полынью пахнет хлеб чужой. (А. Ахматова)

• Запишите номера предложений, в которых есть слова с орфограммой “Буквы о, е на конце наречий после шипящей”. Обоснуйте выбор букв о, е.

• Объясните правописание букв о, е в словах других частей речи.

II

• Выпишите из диктуемых предложений слова с орфограммой I “Буквы о, е, ё после шипящих и ц”.

1) Медвежонок шёл вслед за медведицей, неуклюже перебирая лапами. 2) Красные и жёлтые клесты уже вывели птенцов. (Д. Зуев) 3) Полина устало поставила на лавку тяжёлую корзину крыжовника. 4) Увидел на вербе пушок — и весна под шесток. (Пословица) 5) А вот и первые холода: скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени. (И. Бунин) 6) Я в холодный обнажённый сад пойду — весь рассеян по земле его наряд. (И. Бунин) 7) Шорохом и звоном наполняется утром лес... (В. Астафьев) 8) Берёзка бережёт свой осенний наряд, изо всех сил сопротивляется времени и суетливому ветру. 9) Хорошо рябина цветёт — к урожаю льна. (Народная примета)

• Объясните выбор гласной буквы после шипящей; укажите части речи; выделяйте морфему, в которой находится гласная.

Творческий диктант

I

• Запишите в левый столбик словосочетания:

1) Смотреть неодобрительно; 2) спорить с чувством, страстно; 3) обнять сильнее; 4) двигаться неловко; 5) выучить прекрасно; 6) говорить напевно.

• Запишите в правый столбик наречия:

Певуче, крепче, осуждающе, неуклюже, горячо, наизусть.

• Соедините стрелочками словосочетания с синонимичными наречиями из правого столбца.






Для любых предложений по сайту: [email protected]