Правописание гласных в корне слова

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Правописание гласных в корне слова

Лексическая разминка

- Для какого слова дано неверное толкование его значения? Исправьте.

1. Глобальный (подход)

2. Конструктивный (подход)

3. Беспрецедентное (решение)

4. Кардинальное (решение)

A. Всесторонний, полный, универсальный.

Б. Плодотворный.

B. Имеющее место ранее.

Г. Самое важное, существенное, главное.

Орфоэпическая разминка

- Расставьте ударения в прилагательных и наречиях.

Сливовый, грушевый, кухонный, джинсовый, мозаичный, давнишний, оптовый (как “дубовый”!), красивейший, красивее, арахисовый, зубчатый, гербовый, украинский, августовский, одновременный (двоякая норма!), новорождённый, верна, ловка.

Втридорога, добела, мельком (двоякая норма!), иначе (двоякая норма!), донизу, дочиста, досуха, донельзя, отчасти, наотмашь, завидно.

Орфографический тренинг

Правописание гласных в корне слова

Различаем!

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными, ответьте на вопросы.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

1) стр..мление, к..варный, словосоч..тание;

2) переб..рёшь, ср..жаться, задр..жать;

3) благосл..влять, нагром..ждение, укр..щать;

4) к..пошится, раздр..жаться, сат..рический.

2. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?

1) хв..стун, б..седующий, заг..релый;

2) об..яние, обв..нять, об..тать на суше;

3) предв..рительный, опр..делить, преод..леть;

4) д..намичный, уб..диться, д..лина.

3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) м..ровоззрение, в..ликолецный, разб..раться;

2) соч..тание, прин..мать, разж..гать;

3) бл..годушие, зан..мать, отр..зиться;

4) поч..тать родителей, преобл..дать, подр..стать.

Гласные в корне:

• проверяемые,

• чередующиеся,

• непроверяемые (словарные слова.

Советуем прорешать все строчки, прежде чем указывать ту, которая является ответом!

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Не реже, чем раз в месяц, мне звонят с вопросом: “Слушай, что бы такое придумать интересненькое — у нас тут конференции на носу!” (2)Раныне я ещё пытался действительно помочь, скрипел мозгами, выкатывал какие-то сумасшедшие идеи, способные хоть отчасти расцветить дождливооктябрьский пейзаж корпоративных тусовок. (3)А потом перестал. (4)Потому что смысла в этом нет никакого. (5)Да и проблема вовсе не в дефиците новых “форматов” или избитости старых. (6)Почему-то яркие спикеры могут зажечь аудиторию даже без микрофона. (7)Да так, что народ из кулуаров набьётся в зал и, сдерживая дыхание, будет зачарованно слушать. (8)И “круглые столы”, случается, проходят так, что потом счастливчики, оказавшиеся в рядах слушателей, вспоминают об этом целый год. (9)И “панельные дискуссии”, и презентации — всё это может и должно быть интересным. (10)Но при двух условиях. (И)Прежде всего, отправной точкой проведения любого мероприятия и его темой должны быть не “планы маркетинговых мероприятий”, а действительно нуждающиеся в коллективном анализе вопросы, волнующие потенциальную аудиторию. (12)Ну и, во-вторых (а, поди, и во-первых же!), всем организаторам конференций и презентаций пора перестать считать приглашаемых полными идиотами, которые спят и видят, как в течение одного, а то и двух дней их будут заботливо поливать из маркетингового брандспойта тоннами рекламных помоев. (13)Уже были случаи, когда авторитетные гости некоторых мероприятий вставали посередине всей этой вакханалии продвижения торговых марок и говорили: “Ребята, либо вы прекращаете это безобразие прямо сейчас и переходите к делу, либо — все мы сейчас же снимаемся с места, и больше вы никогда нас уже не увидите!”

(По материалам журнала “GEO”)

1. Определите тип речи текста.


2. В каких предложениях автор статьи Д. Викторов использует метафоры, что придаёт тексту эмоциональность и выразительность? Выпишите номера предложений, в тексте подчеркните метафоры.


3. В предложениях 2-11 найдите такое синтаксическое средство выразительности, как парцелляция? Укажите номера двух предложений, в которых используется этот приём.


4. Среди предложений 1-6 найдите то, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и антонимов. Напишите его номер.


5. К какой части речи принадлежат следующие слова: ВОВСЕ (предложение 5) _________________, ПОЧЕМУ-ТО (предложение 6) _________________, ЗАЧАРОВАННО (предложение 7) _________________, СДЕРЖИВАЯ (предложение 7) _________________, ПРЯМО (предложение 13) _________________, РАНЬШЕ (предложение 2) _________________, ЕЩЁ (предложение 2)? ________________­________________­________________­____________________

6. Определите способ образования следующих слов: ПРОДВИЖЕНИЯ (предложение 13) _________________, ПЕРЕХОДИТЕ (предложение 13) _________________, СНИМАЕМСЯ (предложение 13) _________________, ОТЧАСТИ (предложение 2) _________________, ЗАЧАРОВАННО (предложение 7). ________________­______________­____________________

7. Выпишите из предложений 12-13 производный(-ые) предлог(-и).


8. Почему слово ДЕЙСТВИТЕЛЬНО в предложении 11 не является вводным? Определите его синтаксическую роль в этом предложении.


9. Укажите номера предложений с вводными словами.


10. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные члены, подчеркните их в тексте.



11. Подчеркните грамматические основы в предложениях 4, 9, 11, 12. Дайте характеристику этим предложениям.



12. Сколько частей в предложении 12? Составьте его схему, укажите виды придаточных.




13. Почему автор данного текста считает, что нет смысла помогать тем, кто просит его интересно организовать проведение того или иного мероприятия?

Согласны ли вы с ним? Какие доводы вы можете привести в поддержку его мнения? Напишите сочинение-рассуждение по предложенным вопросам.
















Для любых предложений по сайту: [email protected]